125 лет назад Владикавказская епархия обрела самостоятельность

Осенью 2019 года исполняется 125 лет со дня учреждения самостоятельной Владикавказской епархии Русской Православной Церкви.

С конца XVIII в. параллельно развитию российской администрации складывалась структура церковных учреждений в Осетии. После присоединения к России Осетия находилась под управлением Астраханского епископа. После присоединения Грузии и учреждения в составе Русской Православной Церкви Грузинского экзархата туда была передана и территория Осетии. К 40-м гг. XIX в. сформировалось благочиние, а в 50-е было создано управление осетинскими приходами. 1875 г. отмечен выделением Владикавказского викариатства, взамен которого в 1885 г. была учреждена самостоятельная епархия.

5 октября 1894 года Владикавказская епархия была выведена из состава Грузинского экзархата и обрела долгожданную самостоятельность. Территория епархии сначала включала в себя Терскую область, частью которой являлась Северная Осетия. В 1894 г. в Владикавказскую епархию были присоединены Дагестанская область и осетинское село Новогеоргиевское Кубанской области. В начале ХХ в. территория епархии включала в себя современные Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и район Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город – Владикавказ. Кафедральные соборы – владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1894). В 1910-1914 гг. в составе Владикавказской епархии существовало Пятигорское викариатство.

Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Преосвященного Иосифа (Чепиговского), прозванного «апостолом Осетии». Епископ Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования она насчитывала 122 храма и 2 монастыря (кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня мужской и Георгиевский женский).

Епископ Иосиф особое внимание уделял становлению школьного образования. Школы в епархии открывались на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Учившиеся в церковноприходских школах дети пели в храмах за богослужением, становились проводниками христианства в семьях. 13 января 1887 г. из Моздока во Владикавказ было переведено Духовное училище, при котором действовало отделение для подготовки церковно- и священнослужителей и учителей в осетинские приходы. 11 октября в Ардоне, где существовал один из лучших осетинских приходов, открылось осетинское Духовное училище.

Епископ Иосиф часто объезжал епархию, много потрудился для перевода Священного Писания и вероучительных текстов на осетинский язык. Во Владикавказе книги на осетинском языке издавались с 1881 г. Среди них – «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой», составленный епископом Иосифом, и др. К 1889 г., когда епископ Иосиф по собственному прошению был уволен на покой, во Владикавказской епархии насчитывалось 136 храмов.

Преемником епископа Иосифа на Владикавказской кафедре стал епископ Петр (Лосев). В течение 2 лет, когда он управлял кафедрой, архиерей совершил большое число поездок по епархии, при посещении приходов призывал создавать при храмах школы, которых за это время открылось около 30. Для привлечения образованных пастырей к служению на приходах епископ Петр в 1890 г. добился повышения их окладов. По инициативе правящего архиерея в том же году началось проведение миссионерских собеседований в приходах, владыка проводил такие собеседования во Владикавказе. В епархии учреждались попечительства: Георгиевское (открыто в марте 1891) содержало школу для детей из бедных семей, попечительство о бедных духовного звания (открыто в сентябре 1891). В 1889 г. в качестве приложения к областной газете «Терские ведомости» начал издаваться ежемесячный «Епархиальный листок».

Деятельность епископа Владимира (Синьковского), ранее активно трудившегося в Алтайской духовной миссии, сыграло особое значение в устроении церковной жизни Северного Кавказа. По инициативе владыки Владимира Владикавказская епархия была выделена из Грузинского экзархата (указ 10 сентября 1894 г.), в связи с чем были расширены границы епархии, начала работу духовная консистория. В 1895 г. Владикавказская епархия была разделена на 13 благочиннических округов (из них один единоверческий).

Особое внимание епископ Владимир уделял развитию школьного образования. За 1895/1896 г. в епархии открылись 15 новых школ, выстроено 13 школьных зданий. 12 августа 1895 г. Ардонское осетинское духовное училище было преобразовано в Александровскую духовною семинарию. Для улучшения положения горских школ епископ Владимир 31 декабря 1895 г. учредил при семинарии отделение епархиального училищного совета по заведованию церковноприходскими школами Северной Осетии. Отделение много сделало для материального обеспечения осетинских школ, подготовки преподавателей. 17 октября 1894 г. начались занятия в 3-классном женском училище, в сентябре 1897 г. для него было построено собственное здание, в 1899/1900 г. училище стало 6-классным. Большинство его выпускниц работал в церковноприходских школах. 24 июля – 1 августа 1895 г. во Владикавказе по инициативе епископа прошел первый съезд учителей церковноприходских школ епархии. Проводились также краткосрочные курсы повышения квалификации преподавателей церковноприходских школ.

1 января 1895 г. началось издание «Владикавказских епархиальных ведомостей». В августе того же года в епархии была создана комиссия по распространению книг и брошюр религиозно-нравственного содержания среди населения. Большое значение имело издание в 1902 г. Евангелия на осетинском языке, в 1923 г. переизданного Библейским обществом.

За время управления епархией епископ Владимир освятил около 30 храмов, церквей-школ и часовен, в том числе кафедральные соборы Михаило-Архангельский во Владикавказе (1894) и Успенский в Моздоке (1904), с 1894 г. все новые храмы строились за счет епархии (ранее – при поддержке государственного бюджета и Общества восстановления православного христианства на Кавказе). Будучи на Владикавказской кафедре, епископ Владимир посетил практически все осетинские приходы.

По инициативе епископа Владимира в 1895 г. начались работы по организации в станице Александрийской лепрозория для обеспечения прокаженных лекарствами и медицинской помощью. Среди жертвователей была и вдовствующая императрица Мария Федоровна. В декабре 1897 г. епископ Владимир освятил лепрозорий, в котором были построены дома для больных, баня, административное здание, часовня. Он содержался на проценты от денег, собранных по призыву епископа Владимира. В 1902 г. начал работать епархиальный свечной завод.

Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов), так же, как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В январе 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет. В 1905 г. при Владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная библиотека. В 1908 г. Ардонская духовная семинария из миссионерской была преобразована в епархиальную. В 1911 г. клирик Владикавказской епархии священник Моисей Коцоев издавал на осетинском языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь».

22 сентября 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское викариатство. 24 сентября во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец). В 1911 г. Владикавказская епархия делилась на 14 благочиннических округов (10 русских, 3 осетинских и 1 единоверческий), в которые входили 217 приходов. Клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков.

Архиепископ Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осетинским приходам. В 1912 г. во Владикавказе он провел съезд осетинских пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования церковно-богослужебной жизнью осетинских приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осетинском языке православной литературы, в первую очередь богослужебных книг.

22 декабря 1913 г. на Владикавказскую кафедру был назначен епископ Антонин (Грановский), впоследствии известный деятель обновленчества. В 1914-1916 гг. на средства епископа Антонина на осетинском языке издавался журнал «Христианский свет», в котором публиковались материалы преимущественно по миссионерству.

Во время первой мировой войны во Владикавказской епархии действовали лазареты во Второ-Афонском и Свято-Троицком мужском, Покровском и Георгиевском женских монастырях. 10 октября 1914 г. епископ Антонин открыл епархиальный лазарет, отведя под него больницу Владикавказского Духовного училища. В 1915 г. по инициативе архиерея состоялся крестный ход из Владикавказа в Свято-Троицкий мужской монастырь, в 1916 г. ‒ крестный ход из Владикавказа в Моздок к чудотворной Моздокской иконе Божией Матери. В сентябре 1916 – январе 1917 г. в связи с болезнью епископа Антонина Владикавказской епархией управлял Владимиро-Волынский епископ Фаддей (Успенский), впоследствии священномученик (†1937).

Владикавказская епархия просуществовала до 1922 г. После восстановления территориальной структуры Русской православной церкви Северная Осетия вошла в Ставропольскую и Бакинскую епархию, с 1998 г. входила в Ставропольскую и Владикавказскую епархию, с 2011 г. — во Владикавказскую и Махачкалинскую епархию.

Наконец, с 22 декабря 2012 г. существует территориально совпадающая с нашей республикой Владикавказская епархия с титулом правящего архиерея «Владикавказский и Аланский». Воссозданием Владикавказской и — по титулу правящего архиерея — Аланской епархии Русская православная церковь на наших глазах завершает процедуру воцерковления христианской Осетии, начатую в середине XVIII в. с организации Осетинской духовной комиссии. Тем самым Алания, которая некогда вместе с государственностью утратила собственную митрополию Константинопольского патриархата, наконец восстановлена Московским патриархатом в исконных церковных правах, как в правах государственных была восстановлена присоединением к России.

Список архиереев Владикавказской епархии XIX XXI вв.

(в список не вошли архиереи Ставропольской и Бакинской епархии и Ставропольской и Владикавказской епархии)