АРХИЕРЕЙСКАЯ ЛИТУРГИЯ В ДЕНЬ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЯ

27 сентября 2023 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, архиепископ Владикавказский и Аланский возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в кафедральном соборе всенощное бдение с чином Воздвижения Креста.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, клирики собора – иерей Даниил Булатников, иерей Георгий Кудзагов (руководитель службы протокола епархии), диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

По запричастном стихе проповедь произнес иерей Даниил Булатников.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Сегодня мы отмечаем один из праздников нашей победы над сатаной и грехом, поскольку именно Крестом Христовым сокрушена сила вражия, и мы освобождены от рабства диаволу. Издревле Господь после грехопадения Адама давал человечеству возможность познать Бога. Многие поколения стремились к познанию премудрости. Но познавали ли они в действительности премудрость Божию, или создавали собственные философские учения? Апостол Павел однозначно говорит, что люди за все те века, которые прошли от сотворения мира до пришествия в мир Христа не познали премудрость Божию, и тогда Господь восхотел «буйством проповеди спасти верующих» (1Кор.1,21).

В чем же состоит это «юродство проповеди»?

Каким мы представляем себе Бога? Каким представляли Его себе древние люди? В каких богов верит современное человечество? В Бога всемогущего, сильного, способного все в мире изменить, наказать грешников, оправдать праведников, дать богатство, силу, власть. Поэтому многие поколения создавали себе под видом истинного Бога различные истуканы, приносили им жертвы, произносили магические заклинания, чтобы быть благополучным, сытым, иметь власть, могущество.

Но вот приходит в мир Христос, рождаясь в Назарете, воспитываясь в доме плотника, испытывая гонения с самого Своего рождения. Он вынужден бежать со Своими родителями в Египет. Он проводит потом жизнь незаметную, поскольку мы не знаем ничего из Его жизни до выхода на проповедь. Затем три года Он несет труды проповеди, исцелений, знамений, и в благодарность за все это принимает от облагодетельствованного Им иудейского народа крестную смерть.

Могли ли поверить в такого Бога люди мира сего, которые алчут счастья, богатства и могущества? Наверное, нет. А современное человечество? Насколько усердно оно верит во Христа? Ведь прошло уже много веков с момента пришествия Его в мир, и правда Его засвидетельствована различными поколениями. Но и современным людям тоже непонятно, как этот слабый, распятый Бог может спасти человечество. Именно поэтому апостол Павел говорит, что проповедь Креста Христова «для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие» (1Кор.1,22). Не может такой Бог спасти, Он слишком слаб и немощен. Но оказывается, что в этой видимой слабости и немощи, в страшной казни крестной, созидается подлинное спасение мира. Все эти дутые величины, учения, истуканы оказываются ничем в сравнении с силой Креста Христова.

До сих пор многие люди тешат себя разными тайными доктринами, философскими учениями, создают новые религии. Действительно, человек падок на суеверия. Великий русский поэт сказал о сущности этих суеверий и доктрин: «Это многозначительные намеки на содержание выеденного яйца». Падший мир – это мир кривых зеркал. Подлинно важное кажется здесь незначительным, а ничтожное раздувается до мировых величин. Но Крест Христов посрамляет все это. Именно безумие проповеди спасает мир, и люди, которые действительно задумываются о смысле жизни и правде Божией, рано или поздно приходят ко Кресту Христову. Потому что нет под небом иного имени, которым нам надлежало бы спастись, и нет иного пути, как путь крестный. Как бы ни хотели пройти к Богу окольными тропинками – нет таких путей. Люди, которые, говорят, что верят в Бога и поклоняются Ему, не знают Бога, если не почитают Его Сына. Только через поклонение Христу возможно спасение и подлинное богопознание. Кто не любит Сына, тот не любит и Отца. Никто да не обольщает себя: только Крест Христов есть средоточие нашего спасения, то место, к которому мы должны прийти поклониться и обрести силу Креста. Действительно, то, что кажется немощным, является подлинной силой Божией, которая меняет мир и людей. Мы знаем, что часто последние грешники становятся праведниками, изменяют свою жизнь, когда взирают на Крест Христов и поднимают его на свои плечи, несут, не сбрасывая и не отрекаясь, освящаются сами и помогают другим. Таковы святые.

Неужели же и мы с вами не хотим быть такими, как они, не хотим, чтобы Господь назвал нас уже друзьями, а не рабами. Хотим, но для этого надо потрудиться, взять крест свой и пойти за Христом, то есть исполнить те заповеди, которые Господь оставил нам в Своем Евангелии. Оно написано для всех нас: мудрых и неученых, простых и знатных. Нет иного пути, как исполнение евангельских заповедей. Тяжело это? Поначалу, кажется, да, но Господь говорит: «Не бойтесь, «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11,30)». Я Сам несу его с вами. Вы не оставлены одни. Дух Утешитель пребывает с нами». Ученики Христовы скорбели, когда Господь говорил, что уходит от них. Но Он сказал: «Духа Утешителя пошлю вам». И какое великое утешение апостолы испытали в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел в их сердца и утешил всякую скорбь!

Мы – продолжатели их дела, если только не отрекаемся от жизни по Евангелию. Не всегда просто исполнить заповеди, потому что дух мира сего внушает нам нечто противоположное, опять-таки, как в кривом зеркале. Но не нужно верить этому духу обольщения, надо верить Духу Святому, Который через Евангелие и Таинство Тела и Крови Христовой изливается в наше сердце. Будем же и мы достойными последователями апостолов, будем, как и они, взирая на Крест, не отрекаться от Христа, а следовать за Ним, и тогда сила Христова изменит нас, и сделает этом мир лучше, чище и светлее!»