6 мая 2024 года, на второй день Пасхи и в день весенней памяти вмч. Георгия Победоносца, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Иристонского округа протоиерей Константин Джиоев, благочинный Моздокского округа протоиерей Артемий Пономаренко, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, наместник Аланского Успенского мужского монастыря иеромонах Стефан (Дзугокоев), ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, ключарь Князь-Владимирского храма г. Владикавказа иерей Димитрий Кондратьев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Дигоры протоиерей Роман Плиев, настоятель храма Святого Духа ст. Змейской иерей Анатолий Голоднов, настоятель храма святого Иоанна Воина г. Владикавказа иерей Василий Грибенченко, настоятель храма Пресвятой Троицы с. Ногир иерей Иосиф Джиоев, настоятель храма Архангела Михаила с. Кадгарон иерей Георгий Кучиев, настоятель храма преподобного Романа Сладкопевца с. Сунжа иерей Илья Голубев, насельник Аланского Успенского монастыря иеромонах Лука (Набоков), клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
За малым входом архиепископ Герасим возложил на сослуживших ему клириков очередные церковно-иерархические награды ко дню Святой Пасхи за усердное служение Церкви Христовой. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарших наград удостоены:
протоиерей Роман Плиев – права ношения наперсного креста с украшениями;
иерей Анатолий Голоднов – права ношения палицы;
иеромонах Стефан (Дзугкоев) – права ношения палицы;
иерей Василий Грибенченко – права ношения палицы;
иерей Иосиф Джиоев – права ношения палицы;
иерей Георгий Кучиев – права ношения палицы.
Указом Выскопреосвященнейшего Герасима архиерейских наград удостоены:
иерей Илья Голубев – права ношения камилавки;
иеромонах Лука (Набоков) – права ношения набедренника.
Проповедь перед причастием произнес иерей Даниил Булатников.
По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг храма с мощами вмч. Георгия Победоносца. Затем правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Сердечно поздравляю вас с Пасхой Христовой и престольным праздником нашего кафедрального собора, с праздником, значимым для всей Осетии и всего христианского мира, с памятью великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия. Мы называем его Победоносцем по той причине, что он подражает в своей победе над грехом и злом Христу. Он носил высокий воинский чин и в битвах был победоносен, но мы прославляем святых не за мирские деяния. Это дело историков, благодарных граждан тех стран, где жили тот или иной воин или полководец. И в эти дни, предшествующих 9 мая, мы видим наших победоносцев, с победой вернувшиеся домой, их чтим, вспоминаем. Множество фотографий по городу видим, всматриваемся в лица этих победоносцев. Таким же человеком в жизни был святой Георгий. Но это не основание для святости. Человек может быть очень одаренным политиком, полководцем, но это не основание для святости. Святость – это причастие ко Христу, к «победе, победившей мир», (1Ин.5,4), вере нашей православной. Победитель смерти – Христос. Те, кто вместе с ним побеждают грех, а, стало быть, и смерть, потому что смерть пришла в мир вследствие греха, те являются подлинными победоносцами. И святого Георгия мы почитаем за это. Он предстательствует за нас пред Богом. Все, кто живет в Осетии, в Москве, в других местах, где на гербе города изображен святой Георгий, чувствуют его заступление и помощь, видят его поражающим своим победоносным копьем древнего змия, сатану, диавола, который искушает нас. Особенно чувствуют его заступление и помощь в наши дни военные. Когда приходят вести с фронтов, радостные, а иногда и горькие, когда наши братья отдают свою жизнь за победу над врагом. Мы молимся святому Георгию, чтобы он сохранил наших воинов от смерти, ранений, плена и вернул поскорее домой с победой.
Мы молимся о победе, и правильно делаем, потому что Церковь не отделена от общества. Мы – это есть Россия, народ. Православные христиане, как соль земли, должны особенно усердно молиться о победе. Но мы должны понимать, что победа на поле брани, победа военная, – это половина дела. Самое главное, – какими мы будем после победы? Кем мы-то станем? Что в нас изменится? Неужели мы успокоимся и опять заживем, как прежде? Думаю, это было бы очень обидно тем людям, которые вернутся. Мы должны измениться, сделать усилия, чтобы в сердце своем победить грех: леность, жажду к неправедному приобретению, блуд, осуждение. А стяжать то, что является признаком подлинной победы над грехом: веру, терпение, целомудрие, смирение. Все то, о чем мы молились в молитве преподобного Ефрема Сирина Великим постом. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве», – вот о чем мы просили Господа. Это и есть признак истинного победоносца, того, кто со Христом и со святым Георгием поражает греховного змея, который приразился ко всем, к каждому из нас. И каждый из нас должен его одолеть.
И если следствием победы на поле брани будет победа над грехом в нашем сердце, тогда мы можем надеяться, верить, что смерть всех воинов, которые сейчас душу полагают на поле брани, будет не напрасна. Мы должны воссоздать на нашей земле Святую Русь. Не просто Государство Российское, мощное победоносное. Мы видим, как рухнули Российская империя, Советский Союз, как рушатся империи. В чем причина падений империй? В том, что внутри завелась червоточина греха, и люди перестали любить друг друга, стали заботиться только о себе, о своем достатке, презирая ближних. И эта червоточина разъела великие государства. Мы читаем в истории о множестве империй, их уже нет, даже этих народов уже нет. А народы, которые хранят веру православную, существуют по сей день. И дай Бог, чтобы у нашего народа, всей России, нашей Осетии, всего православного мира было великое мужество быть со Христом. Чтобы мы приняли ту победу, которую Христос принес нам – победу над смертью греховной. Чтобы мы возрадовались с ним об этой победе. Чтобы ни один день нашей жизни не проходил впустую. Чтобы каждый день в том сражении сердечном, которое начинается с утра и заканчивается поздним вечером, поскольку враг от нас никогда не отступает и что-то всегда внушает, мы были победителями. Тогда мы подлинно будем собратьями святым, братьями ангелам и Христу, потому что этого хочет от нас Господь. Он говорит Своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями» (Ин.15,15).
Как бы нам хотелось бы, чтобы каждого из нас Господь назвал Своим другом! Не просто рабом неключимым, но другом. А дружба стяжается дружеской любовью. Господь ясно говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14,21). Так станем же друзьями Господа и сопобедоносцами тем, что исполнили заповеди Божии в нашей жизни по нашим силам! А что не по силам, но прилагаем усилия, то Господь восполнит непременно. Святой Паисий Святогорец говорит: «Нужно сделать возможное, чтобы Господь сделал для нас невозможное». «Все возможно верующему» (Мк.9,23). Эти слова не противоречат, а дополняют друг друга. Все возможно, потому что Господь всемогущ, потому что Он – победитель смерти. Дай Бог, чтобы и мы сейчас, радуясь Пасхе и нашему престольному празднику, эту Христову радость в сердце сохранили, чтобы никогда она не замутилась грехом, чтобы ясное небо и солнце, которое сияет в нашей душе после причащения, никогда греховными тучами не затмевалось!»
Далее правящего архиерея поздравили с Пасхой и престольным праздником учащиеся православной гимназии имени протоиерея Алексия (Аксо) Колиева.