Димитриевская родительская суббота

 


Димитриевская родительская суббота – суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то, что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный.

 

С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно, уходящие корнями в дохристианское прошлое.
Так у древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) ‒ праздник окончания теплого времени года. В этот день, согласно их верованиям, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонними миром, так что люди могли побывать в царстве мертвых, а духи – приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших. Такие обычаи известны и у других народов Евразии. 


В VIII в. в Риме, а с IХ в. повсеместно на Западе 1 ноября стало праздноваться как день Всех святых. 2 ноября закрепился как день поминовения всех усопших верных. Эта традиция получила широкое распространение в латинской Церкви. Многие исследователи видят в установлениях этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.


В русских монастырских Обиходниках Димитриевская суббота является днем поминовения усопшей братии. Вне монастырей эту субботу воспринимали как день молитвы обо всех усопших верных. Иоанн Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить».

В ХVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Можно предположить, что ассоциация Димитриевской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в ХVIII или даже в ХIХ в. Святитель Филарет Московский в письме к А.Н. Муравьеву в 1845 г. писал: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием павших в Мамаевой битве было началом общего поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный на неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

 

В XIX в. мнение о связи Дмимитриевской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 г. был издан указ императора Николая II, предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за Веру, Царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.

 

На Руси в народной среде Димитриевская суббота (другое название ‒ Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу. Она была связана также с «кормлением» матери-земли. На Руси традиционно в Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).
С Димитриевской субботой связаны некоторые пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут – живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» ‒ традиционное название седмицы перед Димитриевской субботой).

В период между праздником Казанской иконы (22 октября ст. ст.) и днем памяти великомученика Димитрия или Димитриевской родительской субботой не играли свадеб.

В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (осенние деды) или «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки. Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Димитриевскую субботу носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). 

В Сербии Димитриевская суббота совершается перед днем памяти великомученика Димитрия и называется «Суббота перед Митровдан» или «Митровске задушнице». Существует осеннее поминовение усопших и в Болгарии.

 

 

Иерей Димитрий Кондратьев