Вечером 13 апреля 2017 года, в канун Великой Пятницы, в Свято-Георгиевском Кафедральном соборе г. Владикавказа епископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил утреню с чтением 12-и Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Его Преосвященству сослужило духовенство собора.
Утреня Великого Пятка посвящена благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Господа. Церковные чтения раскрывают полную картину страданий Господних, начиная с Тайной Вечери и заканчивая погребением Спасителя.
Многочисленные верующие, собравшиеся под сводами кафедрального собора, внимали скорбному повествованию с зажженными свечами в руках, тем самым вознося благодарность Господу за Его любовь к человечеству.
По окончании Богослужения епископ Леонид обратился к пастве со словом о прочитанных Евангелиях:
«Мы сегодня на Литургии Василия Великого воспомянули Сионскую горницу, воспомянули Таинство Святой Евхаристии, когда Господь преломил хлеб и освятил вино, повелев Сие творить в воспоминание о Нем, преобразив в Тело и Кровь. Уже тогда ученики что-то заподозрили, почувствовали приближающуюся грозу, почувствовали, что Господь не говорит им всего. И в сегодняшних 12-ти Евангелиях это все открывается. Один за другим сыплются вопросы: куда Ты идешь? почему нас оставляешь? как нам узнать, правда это или неправда? Вечный вопрос Понтия Пилата: «Что есть истина?».
Вероятно, в этом чине 12-ти Евангелий вскрываются вся полнота и сущность сегодняшних страстных дней. Это безумная толпа, жаждущая перевоплощения, но не духовного, а только физического, социального укрепления в обществе. Это продажные архиереи и фарисеи, которые до трепета души боялись потерять ту власть, которая была сосредоточена в их руках. Это интересная фигура прокуратора Иудеи Понтия Пилата, чужестранца, который прекрасно знал тот народ, над которым он был поставлен управлять, знал все интриги, и даже он в тот момент изрек фразу: «Никакой вины не нахожу на этом Человеке». Понтий Пилат не был последователем Христа, но он, после разговора с Ним считал, это чудак, который несет в мир добро. А что же те люди, которые шли за Ним, еще недавно стелили под ноги его одежды, возглашали: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!». Их ликование сменилось на призывы распять Христа: «Кровь Его на нас и наших детях! Что может быть ужасней этих словес, которые несла в себе толпа, что же может быть ужасней, когда люди, не думая о последствиях, навлекают на себя и своих потомков такие страшные проклятия?..
И как быстро сменяется в очередной раз после распятия мнение той же самой толпы. Многие из них соглашаются, что это воистину был Сын Божий. Ведь Христос не призывал к революции, военному перевороту, Он лишь говорил о правде, ибо, Сам являлся частью этой правды. Он не боялся и знал, что предстоит Ему исполнить. Но страсти и страдания в Гефсимании показывают нам Его как человека, который искренне возлюбил то, что Он находился в этот мире. Он полюбил этот мир именно плотью, полюбил как Богочеловек. И эти чудесные слова Господа, обращенные к Отцу: «Да минует меня чаша сия…». Конечно, Он исполнит все до конца Ему предначертанное и взойдет на Крест. Но посмотрите на Его слова, которые он говорит с Креста. В этот момент Он заботится не о себе, а поручает свою Мать своему ближайшему и любимому ученику, а своего ученика – своей Матери. Вот где уровень, вот где стимул, вот то, на что мы, как христиане, должны равняться.
И сегодняшний чин 12-ти страстных Евангелий глубоко входит в нашу душу и разрывает ее на части, потому что в них так мало слов о предстоящем Воскресении, и так много о страданиях и несправедливости, о том, что творилось тогда и творится сейчас. Ответ же лежит на поверхности. Невозможно достичь цельной правды на земле. Ибо, правда на земле – это всего лишь утопия. Мы к ней стремимся, но истинная глубина и правда являются Царствием Небесным. К чему Господь нас и призывает, по что он пришел в этот мир. Он не сказал нам: решайте свои социальные и политические проблемы. Он призвал нас заботиться о своей душе, думать о тех, кто нас окружает, нести в мир любовь и чистоту. Вот были Его слова и человеческое завещание. А остальное изложено в заповедях и многочисленных притчах и проповедях, которые он говорил своим ближайшим ученикам и будущим апостолам, когда вышел на служение.
Тело Христово было положено во гроб и запечатано камнем. Завтра мы совершим чин погребения Христа и продолжим наши страстные молитвы».
По благочестивому обычаю после вечернего богослужения Великого Четверга православные христиане несут зажженные свечи и лампады домой.