Епископ Владикавказский и Аланский Леонид дал интервью газете "Северная Осетия"

О планах на 2017 год, о современных храмах и древнейших святилищах, о развитие паломничества в Осетии и об образовании священнослужителей рассказал на днях епископ Владикавказский и Аланский Леонид за дружеским чаепитием в редакции «СО». Главное, как говорит епископ, «научиться, если не любить друг друга по евангельской заповеди, то хотя бы уважать, тактично относиться, делиться добрым и вечным…

– За эти шесть месяцев работы в Осетии, после моего перевода из Южной Америки на Северный Кавказ, я, конечно, познакомился не со всеми СМИ, но знаю, что «Северная Осетия» – старейшая в регионе. Очень рад приглашению, возможности поделиться своими наблюдениями и планами на будущее. Работы – непочатый край, и одно из важных направлений – это наше с вами сотрудничество. Священнослужители, как и журналисты, должны проповедовать «доброе, разумное и вечное», не разжигая страсти или другие негативные эмоции в человеческих душах, а создавая комфортный сбалансированный жизненный уклад, помогая человеку найти свое место в обществе. Считаю, это и есть основная задача. 

– Как епархия планирует решать проблему с кадрами? 

– Честно говоря, остро стоит этот вопрос. Хочется воспитывать их здесь и давать полноценное духовное воспитание на нашей земле. Открыть училище или семинарию – задача долгосрочная и непростая. Эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, например, организовать кафедру теологии в СОГУ, где будут готовиться специалисты широкого профиля. Мы уже начали совместно с факультетом истории подготовительную работу, которая займет около двух лет. Программа разрабатывается совместно с Министерством образования, и перечень предметов определен: это гуманитарные дисциплины, теология, вплоть до церковной дипломатии. Ваш покорный слуга ею занимался на протяжении многих лет в разных странах и на разных континентах. Готов поделиться, но большинство преподавателей первое время будем приглашать из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов. Здесь же будут проводиться курсы повышения квалификации для священнослужителей. 

– Владыка, чтобы студенты вас услышали, наверное, надо начинать с детей более раннего возраста. Какова просветительская церковная деятельность? 

– С каждым годом в нашей православной гимназии становится все больше первоклашек, в этом году поступило много детишек, и все такие талантливые! И это радость, так как дети воспитываются Словом Божиим. Мы впервые реализовали для них архиерейский рождественский грант: по итогам учебного года выбрали пятерых, которые едут на Патриаршую Рождественскую елку.

Что касается обычных учебных заведений, то как один из вариантов, введение школьного предмета – «Основы православной культуры». Но это реализуется не во всех регионах России, часто заменяется на «Религиозную этику» или «Общемировые религии». Это выбор, прежде всего, родителей, которые не только выбирают предмет ребенку, но и ответственны за его нравственное воспитание в семье. Именно в ней и только в ней прививается уважение к старшим, любовь к Отечеству, трепетное отношение к историческим и святым местам. 

– За последнее столетие православная архитектоника в Осетии претерпела значительные изменения, от территории, буквально усыпанной храмами в начале ХХ века до их почти полной минимизации после. За последнюю четверть века картина постепенно менялась, и сегодня у нас много храмов и культовых сооружений, которые как возрождаются, так и строятся заново. Расскажите о ваших планах церковного строительства в прямом и в переносном смысле накануне нового года.

– На сегодняшний момент Владикавказская епархия осуществляет строительство и реставрацию 22 церковных объектов, в том числе и храмов. Многие я курирую лично. Например, недавно были в Беслане, где строится храм в память жертв страшного теракта. В Николаевской станице ведутся работы в храме в честь Святого Николая, в Эльхотове возводится церковь. Я считаю, для республики это существенный объем. Гнаться за тем количеством, которое было когда-то в Осетии, около 30 храмов только во Владикавказе, нецелесообразно. Храмы сейчас имеются фактически в шаговой доступности для прихожан, за исключением некоторых направлений: это Пригородный район и район «БАМа» в столице республики. 

Что касается «строительства» в переносном смысле, то главной задачей для себя вижу работу по созиданию и миротворчеству. Безусловно, при поддержке как руководства Русской Православной Церкви, так и государства Российского. Времена предстоят непростые, да и регион у нас в плане геополитики – важное стратегическое направление: рядом братская Южная Осетия, Грузия, Турция... 

Много рабочих вопросов внутри самой церкви – это очень сложный, но в то же время живой организм. Мы хотим и готовы к изменениям, но не все сразу получается. Очень многое зависит от конкретных людей на местах, от моих коллег, от архиереев, которые возглавляют те или иные кафедры, от священнослужителей, которые несут свое послушание в храмах. Именно они и несут Слово Божие людям, выходя на проповедь или просто общаясь с ними в храме. Они должны быть примером для прихожан как своей жизнью, так и человеческими качествами. 

– Скажите, с чем связана агрессия, которая порой исходит в наших храмах от служащих: сюда нельзя, так не стой, туда не заходи – ведь общение с Богом это больше внутреннее, чем внешнее? 

– Я понимаю, о чем вы говорите. Это пережитки советских времен, когда храмы находились под особым контролем и присмотром немногих бабушек, которые и по рукам били, и кричали «туда не ходи, сюда ходи, не так стоишь, не так помолился» и т.д. Есть форма, а есть сущность. Нам бы очень не хотелось, чтобы форма подменяла суть веры, а она, конечно, не только во внешних проявлениях.

– Во время нашей последней встречи, вы с большим воодушевлением говорили о новом проекте «Русский Крест», о его реализации на Юге России – воздвижении храма на средства владельца УГМК Андрея Козицына, также эта тема позже обсуждалась на вашей встрече с Главой РСО–А Вячеславом Битаровым... 

– На данный момент программа реализуется, три храма построены, там проводятся богослужения. Храм в Осетии – храм Святого Александра Невского – будет самым большим, высота по кресту и куполам составит около 90 метров. Строительство ведется. 

– Владыка Леонид, какова судьба и перспективы Ардонской духовной семинарии?

– Мы рассматриваем, как задействовать этот исторический объект. Одно из предложений – отдать под паломническую службу, так как в 2017 году начнем активно развивать в Осетии паломнические маршруты, открывая нашу древнейшую землю Алании для всего мира. На мой взгляд, республика мало открыта для людей. Хотя здесь столько памятников и святых мест, скольких нет во всех республиках Кавказа. Думаю, Ардонская семинария послужит развитию религиозного и этнотуризма. Пока по просьбе местного казачьего объединения мы выделили там помещения детскому военно-спортивному клубу на безвозмездной основе. Мы всегда рады помочь, если можем. 

– Какова ситуация с Осетинской церковью?

– Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы отлично знает свое дело. Я там регулярно провожу богослужения. Что касается реставрации, она завершена, в том числе и укрепительные работы. Можно успокоить читателей. Более того, хочу донести до них, что мы бережно и трепетно подходим ко всем архитектурным и историческим как религиозным, так и иным памятникам, которых ведутся реставрационные работы, с привлечением широкого круга лицензированных профессионалов-реставраторов. Так будет и впредь. 

Качество выполняемых работ – для нас главное правило участия как в федеральных программах, так и при отборе подрядчиков в тендерах. Более того, все работы выполняются под присмотром Общественного наблюдательного совета при епархии, куда входят архитекторы, политики, бизнесмены, профессионалы в различных областях. Все ясно и понятно, кто что делает, по какой цене. Недавно я был в Дигорском районе, в селении Карман-Синдзикау, и чувство досады не оставляет меня до сих пор. Нельзя безучастно смотреть, как погибает национальное достояние – дом и скульптурные работы Сосланбека Едзиева. 

Каждый случай строительства или реставрации обсуждается, и только потом принимается совместное решение. Будь это строительство нового храма в небольшом горном селе, или же реставрация и сохранение культурного памятника. 

– Как вы относитесь к актам вандализма в святых местах, к примеру, случаю на древнейшем святилище Пресвятой Богородицы в районе селения Фиагдон, когда из часовни были выкинуты иконы, утварь? 

– Мне известны, конечно, все эти случаи. Жаль, что мы сами не ценим то, что имеем. В нашей истории было много событий, и надо сохранить то, что досталось нам от предков. Зачем уничтожать культурные и религиозные ценности, даже если они противоречат чьим-то взглядам на жизнь? Всегда можно найти сбалансированный, веротерпимый, интеллигентный и добрый подход. Сесть за стол и обсудить разногласия.

Конечно, это вопиющие факты, и мы на них обращаем внимание, информируя правоохранительные органы. В частности, в последний раз, по Нузальскому храму, я написал лично министру ВД, и Михаил Скоков сразу отреагировал, направив туда наряд. Полицейские осмотрели все и до сих пор держат ситуацию под контролем, хотя там уже появился смотритель. Недопустимо, чтобы какие-то люди пытались что-либо делать в этом ценнейшем памятнике федерального значения. Более того, на время реставрации рекомендуется закрыть доступ внутрь, так как даже дыхание человека с мороза может нанести непоправимый урон фрескам ХIII–ХIV веков.

– Владыка, очень волнует вопрос, который упущен как со стороны церкви и православной общественности, так и с нашей стороны: отсутствие информации об отцах церкви, которые внесли ощутимый вклад в сохранение православного христианства на нашей земле в ХХ веке. Кто может рассказать об этих почитаемых новомучениках?

– Абсолютно согласен с вами, это наша недоработка. Эта работа уже ведется: наши сотрудники поднимают архивы, в том числе материалы о репрессированных соотечественниках, не без помощи специальных служб, которые оказывают нам ее очень оперативно. Думаю, что еще не один год, даже не одно десятилетие мы будем узнавать о людях, которые внесли свой вклад и в развитие языка, и в развитие культуры в Осетии. И ваша газета как раз самое эффективное средство для информирования читателей об этом как в печатном виде, так и в онлайн-версии на вашем сайте. Издавалась книга с очерками о почитаемых новомучениках в Осетии, правда, небольшим тиражом. 

– Как вам во Владикавказе, после долгих лет работы в мегаполисах? 

– Действительно, последние девятнадцать лет моя деятельность прошла в крупных городах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Америки с населением от 8 до 25 млн человек. Шум и гам, бурлящие потоки людей, возможно, это не столько усложняет нашу жизнь, сколько загоняет в «будничные колеса», как белку в клетке. Владикавказ другой, красивый, и жизнь здесь более размеренная, не сказать, что спокойная, так как работы много. Город мне очень нравится своей камерностью, и я давно мечтаю спокойно прогуляться и по центру, и по окраинам. К сожалению, плотный рабочий график пока не позволяет это сделать, так что наслаждаюсь видами из окон епархиального управления. 

Люди здесь удивительные, открытые и уважительные. Наша деятельность зависит не только от сплоченности и эффективности моей команды, но и от каждого человека, живущего в Алании. От того, как родители воспитывают детей, да и самих себя, насколько каждый использует свой потенциал и развивает его, не останавливаясь на достигнутом. Ведь это же беда, что сейчас многие последний раз книжку прочитали в школе и давно не держали в руках ничего тяжелее своего смартфона. Но епархия готова работать и делиться с людьми наработанными веками знаниями для развития Православия в республике. У нас все получится только совместными усилиями, как со стороны жителей, так и с вашей стороны, коллеги!

Автор статьи:
Залина БЕДОЕВА.