КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ДОНЫСКЪÆФÆН

 

19 января Православная церковь празднует Крещение Господне (Богоявление) – двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию одного из центральных событий новозаветной истории – Крещению Господа нашего Иисуса Христа святым Иоанном Предтечей. История и традиции праздника в материале иерея Димитрия Кондратьева.

 

Согласно евангельскому повествованию, в возрасте около 30 лет Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече, проповедовавшему и крестившему народ в реке Иордан. Приняв крещение от Иоанна, Иисус вышел из вод реки, и в этот момент произошло Богоявление – был глас с небес, объявивший Иисуса Сыном Божиим, после чего на Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя, указав тем самым на обещанного избранному народу Мессию (Мф.3,13-17; Мк.1,9-11; Лк.3,21-22; Ин.1,29-34). После крещения Иисус, ведомый Духом, удалился в пустыню. Таким образом, в рассказах евангелистов Крещение Господне предстает двухчастным событием, включающим собственно крещение, совершенное Иоанном Предтечей, и Богоявление и сошествие Святого Духа на Иисуса Христа после Его выхода из вод Иордана. При этом во всех четырех Евангелиях рассказ о проповеди Иоанна Предтечи служит предысторией описания Крещения Господня, а между Иоанновым крещением и последовавшей за ним теофанией (глас с небес и сошествие Духа), проводится четкое различие.

Одну из основных богословско-экзегетических сложностей в рассказе о Крещении представляет сам факт принятия безгрешным Спасителем Иоаннова крещения, которое совершалось «для прощения грехов» (Мф.3,13-15; Мк.1,4; Лк.3,3). Но именно этот неудобный для понимания момент является для библейских исследователей одним из признаков историчности евангельского рассказа. Евангелист Матфей сообщает о диалоге Иисуса Христа с Иоанном Предтечей, который отказывается совершить над Ним крещение, возражая, что это ему самому «надобно креститься» от Спасителя. Ответ Христа подчеркивает принятие Им крещения как следование божественному замыслу, состоящему в том, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф.3,15). Вероятно, этот эпизод призван обосновать проблему необходимости принять крещение Тому, кто не имел греха, тем более, что, как подчеркивается в Евангелии от Матфея, прерогатива очищать от грехов принадлежит только Христу (Мф.1,21; 26,28).

Сошествие Святого Духа в виде голубя рассматривается евангелистами как знак посвящения (помазания) Мессии, а Крещение Господне в целом знаменует начало общественного служения Иисуса как Мессии и становится отправной точкой Его благой вести. Отраженное в описании события участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы стало одним из исходных моментов формирования христологии и триадологии в богословии ранней Церкви.

Первые свидетельства о праздновании Крещения происходят с христианского Востока – из Египта, Сирии и Малой Азии. В традиции церквей этих регионов 6 января отмечалось Богоявление – праздник, который объединял воспоминание Рождества Христова и Крещения. В этот день было принято освящать воду. В некоторых Церквах праздник Крещения Господня считался днем, подходящим наряду с Пасхой и Пятидесятницей для совершения таинства Крещения. Однако с конца IV в. на Востоке распространяется изначально западная традиция праздновать Рождество Христово отдельно – 25 декабря. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 января, который стал рассматриваться исключительно как воспоминание Крещения Господня. В византийской традиции Крещение получило статус великого Господского праздника, входящего в цикл двунадесятых праздников.

В праздник Крещения совершается чин великого водоосвящения в память об освящении вод реки Иордан при Крещении Господа Иисуса Христа. Одно из первых упоминаний об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из ранних проповедей святого Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников». К VI в. чин богоявленского водоосвящения был общепринятым на Востоке.

Основные части чина великого водоосвящения сложились уже к VIII-IХ вв. В настоящее время оно традиционно совершается дважды – не только накануне Богоявления, в крещенский сочельник, но и в самый день праздника. Происхождение обычая освящать воду дважды, возможно, восходит к существовавшей уже в VI в. палестинской традиции освящать воду Иордана утром в день праздника (видимо, в дополнение к вечернему водоосвящению в храме) и к константинопольской практике освящать воду в двух разных местах храма. На Руси первое водоосвящение происходило в храме, а второе – на реке. Шествие на реку и освящение воды в крестообразной проруби («иордани»; после водосвятия все желающие окунались в прорубь) происходили очень торжественно и считались одним из главных событий богослужебного годового круга.

Богоявленская святая вода является великой святыней. В сам день Богоявления она используется для окропления домов, домашнего скота, различных предметов с целью их освящения. В дальнейшем богоявленская вода хранится с подобающим благоговением. Многократно отмечено ее чудесное свойство не терять свежести в течение года или даже более, а также различные чудеса, связанные с ее вкушением или помазанием ею. Богоявленскую святую воду принято вкушать натощак. Окропление ею используется для восстановления оскверненной святости церковных зданий или сосудов, а вливание воды – для благословения оскверненных колодцев. Богоявленская вода называется великой агиасмой (святыней).

 

Иерей Димитрий Кондратьев.