30 мая Православная Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою, грешницей, ставшей святой после встречи у колодца со Спасителем. Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне.
Как и память Недели о расслабленном, воспоминание в 5-ю Неделю по Пасхе беседы Спасителя с самарянкой восходит к Уставу Великой церкви и зафиксировано уже в IХ веке. Основной причиной такого выбора является содержание данной беседы: Господь говорит о «воде живой», являющейся образом Святого Духа, ожидание Которого составляет главный мотив богослужений второй половины периода Пятидесятницы. В среду Преполовения тема ожидания Святого Духа впервые явно зазвучала в богослужении, и как раз в первый воскресный день после этого праздника читается другое евангельское чтение на ту же тему – беседа с самарянкой (Ин.4,5-42), где использован тот же образ воды живой как символ благодати Духа. Таким образом, выбор беседы с самарянкой для чтения именно в 5-ю Неделю по Пасхе обусловлен двумя факторами: содержание Евангелия гармонирует с темой второй половины периода Пятидесятницы, и оно же соседствует с праздником Преполовения.
Основные темы богослужебных песнопений Недели о самаряныне:
- антитеза между действиями Христа – всемогущего Бога и смиренным общением Христа-человека с самарянкой. Христос Бог постоянно «одевает» небо облаками, и Он же, как человек, просит пить у жены-блудницы.
- раскрытие смысла образа живой воды как благодати Святого Духа.
- спасение жены-самарянки.
- самарянка сравнивается с праматерью Евой.
Песнописец говорит, что Христос пришел спасти самарянку – дочь Евы в тот же самый 6-й час дня, когда пала ее праматерь. Господь удостоил беседы обеих женщин – и Еву, и самарянку. Но Ева отказалась покаяться, и потому была осуждена; в то же самое время евангельская самарянка выслушала Господа и всем сердцем приняла Его слова, потому заслужила прощение и вечную жизнь.
Иерей Димитрий Кондратьев