Неделя о слепом

Неделя 6-я по Пасхе - Неделя о слепом, является последней, название и воспоминание которой заимствованы из Евангелия от Иоанна.

Как в отношении предшествовавших недель, память Недели 6-й восходит к константинопольской традиции и зафиксирована в Уставе Великой церкви (IХ в.). В отличие от предыдущих недель, связь Недели о слепом с периодом Пятидесятницы явно не просматривается. Чудо исцеления слепого, описанное в 9-й главе Евангелия от Иоанна, происходит вскоре после беседы в последний день праздника Кущей. Беседа Христа о Духе Святом, произнесенная в последний день праздника, читается как Евангелие на праздник Пятидесятницы. Следовательно, чудо исцеления слепого имеет косвенную связь с Пятидесятницей, так как совершилось в ближайшее время после беседы о Духе Святом. Поэтому и воспоминание этого события уместно в период Пятидесятницы.

Идейное содержание богослужебных песнопений Недели о слепом:

1. Сетования (страдания) слепорожденного.

2. Физическая слепота как образ нашего духовного состояния. Наша духовная слепота сравнивается с недугом слепорожденного человека. Выход из ситуации только один – горячая молитва к Богу в надежде, что Он исцелит нашу душу подобно тому, как он совершил евангельское чудо. Господь дает возможность видеть как свет физический, так свет невещественный.

3. Христос – свет мира. Исцеление слепорожденного было совершено после беседы Христа в храме с иудеями, причем эту беседу Христос начал словами: «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8,12). Чудо исцеления слепого можно считать подтверждением истинности этих слов Спасителя.

 

Иерей Димитрий Кондратьев