НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

 

4 июля - Неделя Всех святых в земле Российской просиявших - праздник, который совершается во второе воскресение после дня Пятидесятницы.

Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI в. после прославления их сонма на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием и предназначалась для пения 17 июля. Этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (воскресение) после памяти пророка Илии (20 июля).

Около 1643 г. иеромонах Мелетий Сириг, протосинкелл Константинопольского Патриарха, по просьбе киевского митрополита Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т.е. украинский аналог службы в часть Всех русских святых. В конце 40-х гг. XVII в. соловецкий иеромонах Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим». Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в других ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в Сыропустную субботу. Большого распространения эти последования в богослужебной практике не получили.

Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора 1917-1918 гг. Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в 1-е воскресение Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Дополнение и исправление службы было поручено профессору Б.А. Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову) (впоследствии епископ, священноисповедник). Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений. Первоначальный ее вариант издали брошюрой в Москве в 1918 г. Владыка Афанасий редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 г. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 гг. Служба имеет много особенностей обусловленных желанием епископа Афанасия выделить ее в круге праздников; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и будний день.

Служба пользуется большой популярностью. Некоторые ее тексты, например, стихиры "Земле русская", вошли в число наиболее известных и любимых в нашей Церкви.

 

священник Димитрий Кондратьев