"Совершенный пример аскетизма" - священник Димитрий Кондратьев рассказывает о четвертой и пятой Неделях Великого поста.
В Неделю 4-ю Великого поста переходящим празднованием является память преподобного Иоанна Лествичника, а в 5-ю – преподобной Марии Египетской. Принцип, лежащий в основе формирования этих подвижных памятей, ‒ перенос праздников Минеи на субботние и воскресные дни, то есть здесь та же идея, которая реализована в установлении празднования великомученику Феодору Тирону в 1-ю субботу поста и Недели Крестопоклонной.
Духовный смысл того, почему для 4-й и 5-й Недель Великого поста были выбраны именно памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской, очевиден. В этих святых Церковь видит не только носителей аскетизма, но и самый совершенный его пример: у святого Иоанна в его писаниях, а у святой Марии в ее жизни. Воспоминание о них во второй половине поста явно должно служить ободрению и воодушевлению верующих в их духовной борьбе в течение всего великопостного подвига.
Кроме песнопений святым Иоанну и Марии службы этих Недель содержат песнопения, идейно связанные с древней иерусалимской традицией евангельских чтений святой Четыредесятницы. В данной традиции на литургии в Неделю 4-ю читали притчу о милосердном самарянине (Лк.10,25-37), а в Неделю 5-ю – притчу о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). Содержание этих притч отражается также и в отдельных песнопениях последующих седмиц – 5-й и 6-й.