Основное событие Благовещения – свершаемое воплощение Сына Божия

7 апреля православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Основное событие Благовещения – свершаемое воплощение Сына Божия.

Клирик кафедрального собора святого великомученика Георгия Победоносца, иерей Димитрий Кондратьев рассказывает об истории праздника, его традициях и особом значении в череде церковных дат.

Благовещение – один из главных христианских праздников, посвященный воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии и Боговоплощения.Согласно Евангелию (Лк.1,26-38), в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи, архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царства Его не будет конца».

Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.

Косвенно о событии Благовещения упоминает апостол Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал.4,4).

Согласно апокрифам II в. – «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»), – Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно первому из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали один за другим, согласно второму – между ними прошло три дня. Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника.

Датой Благовещения, как на Западе, так и на Востоке (за некоторыми исключениями) считается 25 марта. Эта дата, с одной стороны, отстоит ровно на 9 месяцев от даты 25 декабря, которая не позднее IV в. сначала на Западе, а затем на Востоке, была принята как календарная дата Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение и считается датой не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. День Благовещения нередко служил началом церковного или даже гражданского года, как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта было столь сильно, что он получил название «Кириопасха», Господственная (то есть настоящая, нормальная Пасха). В настоящее время Кириопасхой называют совпадение Пасхи и Благовещения. 25 марта Благовещение празднуют и поныне (7 апреля по новому стилю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб конца II в. – начала III в. в Равенне и Риме. Тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV в. Открытие равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, где, по преданию, Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, была построена базилика) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. По преданию, праздник Благовещения был установлен святителем Кириллом, патриархом Иерусалимским, в середине IV в. В VI в. преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение.

Название праздника в древности не было устойчивым. Современное наименование «Благовещение» засвидетельствовано лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: «день приветствия», «возвещение», «день/праздник Благовещения»; латинские: «Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии», «приветствие Марии», «Благовещение святой Марии о зачатии», «начало искупления», «зачатие Христа», «праздник Воплощения». Существует мнение, что в древности днем, на который в Великом посту переносилось Благовещение, была суббота Акафиста (5-я суббота поста), и что Акафист Пресвятой Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Благовещения. В истории Благовещение воспринималось и как Господский, и как Богородичный праздник. С ХIV в. Благовещение становится одним из Богородичных праздников. В отличие от православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католической – это праздник 2-го класса (полное название – Благовещение блаженной Девы Марии).

Существенный элемент святоотеческих творений, посвященных событию Благовещения – его догматический аспект. Основное событие Благовещения – свершаемое воплощение Сына Божия. Святые отцы подчеркивают особую роль Пресвятой Девы в Благовещении и Ее нравственную высоту.

Благовещение – особо почитаемый в Православной Церкви праздник, ему посвящено много храмов и монастырей; тропарь «Богородице Дево, радуйся» широко используется в богослужении. Благовещение прежде праздновалось на Руси как начало спасения и освобождения человечества. Это привело к обычаю, особенно в Москве, в день Благовещения выпускать из клеток птиц на волю. В Греции и на Руси в этот день старались избегать даже самой легкой работы.