Праведный Иоанн Сергиев, прозванный Кронштадтским, родился 19 октября 1829 г. в бедной семье церковного причетника в с. Сура Архангельской губернии. Дед и другие предки в семье его отца были священниками. Думая, что мальчик недолго проживет, его крестили сразу же после рождения с именем Иоанн в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Детство его протекало в крайней бедности, но благочестивые родители заложили в нем твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особую любовь к службе. В 6-летнем возрасте мальчик сподобился лицезреть Ангела, который сказал ему, что будет хранить его на протяжении всей жизни.
Когда Иоанну исполнилось 9 лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в Архангельское приходское училище. Трудно давалась отроку грамота, он скорбел и молил Бога о помощи. В один из таких моментов, в глубокую полночь, он молился особенно горячо. Божественная благодать осенила его и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с глаз». Он вспомнил все, что говорилось в классе. С тех пор Иван стал делать успехи. После семинарии он был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным. Вскоре умер отец, и Иоанн стал работать в канцелярии Академии, а свое жалование полностью отсылал матери. В 1855 г. он окончил Академию со степенью кандидата богословия и женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. В том же году был рукоположен во пресвитера и назначен ключарем Андреевского собора в Кронштадте. Отец Иоанн и его супруга по взаимному согласию приняли на себя подвиг девства.
С первого же дня после рукоположения отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и стал ежедневно совершать Божественную литургию. Он горячо молился, учил людей жить праведно и помогал нуждающимся. Его усердие было поразительно.
В то время Кронштадт был местом ссылки для преступников. На этих отвергнутых людей и обратил внимание молодой священник. Отец Иоанн испытывал великую жалость к обездоленным и страждущим. Не гнушаясь никем, он шел по первому зову к нищим и опустившимся людям, беседовал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался с ними, молился и часто отдавал им последнее. Случалось иногда, что, придя в бедную семью, он сам отправлялся за продуктами или в аптеку. Кронштадтцы видели, как он часто возвращается домой босой.
Отец Иоанн в просьбах помолиться не отказывал ни богатым, ни бедным. По молитвам батюшки стали происходить чудотворения, и слухи о них распространялись в Кронштадте и Петербурге. Их начали публиковать и обсуждать в печати. К нему за помощью обращались люди со всех концов России и даже из-за границы. Письма и телеграммы отцу Иоанну приходили в таком количестве, что кронштадтская почта выделила для него особое отделение. Люди тянулись к нему тысячами. Среди исцеленных им были люди всех возрастов и сословий. Кроме православных были и католики, и иудеи, и мусульмане. Отец Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих Меня».
Отец Иоанн не был искусным проповедником, говорил просто и ясно, но от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. Его проповеди печатались и распространялись в огромном количестве. Было издано и собрание сочинений отца Иоанна. Особой популярностью пользуется его дневник «Моя жизнь во Христе».
Вставал он в 3 ч ночи и в 4 ч отправлялся в собор. Здесь уже толпились паломники, жаждущие увидеть его и получить благословение. Тут же ожидало его и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Сразу после утрени он проводил исповедь, которая из-за огромного количества народа была общей. Потом отец Иоанн служил литургию, в конце которой очень долго шло причащение. После службы ему приносили письма и телеграммы прямо в алтарь, он тут же прочитывал их и молился о просящих помощи. Потом, сопровождаемый тысячами верующих, батюшка отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. Редко когда он возвращался домой раньше полуночи. Некоторые дни проводил без сна – и так изо дня в день. Так жить и трудиться можно было только при сверхъестественной Божией помощи. Слава отца Иоанна была его величайшим бременем. Всюду, где он только ни показывался, мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы только посмотреть на него.
Раздавая бедным свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призвал кронштадтцев помочь бесприютным беднякам, и люди откликнулись. Стараниями отца Иоанна в 1882 г. в Кронштадте был устроен «Дом трудолюбия», в котором была церковь, начальное училище для детей, приют для сирот, лечебница, читальня, гостиница, мастерские, в которых неимущие могли заработать, столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом. По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить все места и области, куда простиралась его помощь. Через руки батюшки в год проходили миллионы рублей. Он и не пытался считать их: одной рукой брал, а другой тут же отдавал. Отец Иоанн говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую».
Истинной здравницей душ он считал храм Божий, а самым действенным средством исцеления – Божественную литургию. Когда отец Иоанн молился, казалось, что он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан.
Вместе со всем народом чтил отца Иоанна и император Александр III, который перед своей смертью позвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».
9 декабря 1908 г. отец Иоанн совершил свою последнюю литургию, а утром 20-го тихо предал свой дух Богу на 80-м году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он был похоронен в Иоанновском монастыре, им же основанном в 1902 г. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся. Он и после своей праведной кончины быстро откликается на молитвы всех, просящих его помощи. Прославлен Иоанн Кронштадтский в лике угодников Божиих был в 1990 г.
Иоанна Кронштадтского называют литургическим святым. Под этим надо понимать не только его ежедневное служение литургии, но и в целом – особое отношение к церковной службе. Любовь к богослужению, подвиг молитвы общественной составляли основу духовной жизни этого Всероссийского пастыря. Его главным деланием была именно молитва за народ и с народом, которая утешала, исцеляла, творила чудеса. Отец Иоанн жил церковной службой. «Когда я не служу, я умираю», − писал он в дневнике. Отец Иоанн стал единственным священником, прославленным именно за подвиг иерейского служения – пастырства и литургисания. Он открыл для России в XIX в. благодать частого причащения, разъяснил и вдохновенно описал величие и славу Божественной литургии – величайшей Тайны и основания мира.
Отец Иоанн имел глубокую любовь к церковному Уставу и песнопениям. На вопрос, откуда у него такая вера, отец Иоанн ответил: «Я жил в Церкви! – и пояснил, − служил Литургию… Любил читать в храме богослужебные Минеи, стихиры, каноны».
Он разрушил образ священника-требоисполнителя, утвердившийся в умах многих людей, особенно интеллигенции. Каждая треба, каждый молебен – пусть самый краткий, пусть за человека, совершенно не известного ему – становился для отца Иоанна духовным подвигом. Этого не могли не чувствовать окружающие – даже новоначальные в духовной жизни или вовсе враждебные к Церкви. Поэтому столь многим людям батюшка открыл дорогу в храм Божий.