Преображение Господне имеет отношение к каждому христианину


19 августа Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Преображение Господне. 
 
Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения Господня (Мф.17,1-9; Мр.9,2-10; Лк.9,28-36).  
 
Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что ему надлежит пострадать от иудеев, быть убитым и в третий воскреснуть, Он возвел трех апостолов, Петра, Иакова и Иоанна, на гору, в церковной традиции отождествляемую с горой Фавор, и преобразился перед ними. Лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. Это преображение сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте». 
 
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, т.е. откровение всех лиц Пресвятой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой. 
 
У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. По мысли святителя Григория Паламы (ХIV в.), Фаворский Свет – это «Слава Божия» и «Царство Божие», в нем апостолам была открыта «тайна восьмого дня», тайна того светоносного «града», Нового Иерусалима, о котором свидетельствует Апокалипсис. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», – говорит святитель Иоанн Златоуст. 
 
Посвящения в тайну будущего века были удостоены лишь избранные из числа апостолов, «столпы» (Гал.2,9), которые одни лишь были отмечены переменой имени, совершенной над ними Христом. Эти избранники вместе с пророками Моисеем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь. Преображение имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Спасителя укрепить апостолов в вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий. 
  
Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? 
В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ такого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святого Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, – молился же Он, чтобы показать, что озарение происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. 

Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно – важнейший момент христианского учения о человеке.  
 
Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение – залог Воскресения. Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота горы означает, по блаженному Феофилакту Болгарскому (ХI в.), возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама гора знаменует необходимость двух подвигов – богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум горе, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. 
 
Праздник Преображения был установлен в VΙΙ-VΙΙΙ вв. В этот день в православных храмах совершается освящение винограда, яблок и других плодов нового урожая. 

 

 

Иерей Димитрий Кондратьев.