Протоиерей Сергий Мальцев: III Хетагуровские духовно-просветительские чтения – это опыт соборности и сотрудничества

По благословению епископа Владикавказского и Аланского Леонида в Бесланском церковном округе с 11 по 15 октября 2017 года прошли III Хетагуровские духовно-просветительские чтения «Коста и духовно-нравственное воспитание».

В Чтениях приняли участие члены приходского собрания, учащиеся Приходской воскресной группы, преподаватели и учащиеся ПУ № 8 г.Беслана, работники районной библиотеки, преподаватели и учащиеся СОШ № 2 г.Беслана, преподаватели и учащиеся СОШ № 1 станицы Змейской, преподаватели и учащиеся СОШ с. Старый Батако, преподаватели и учащиеся СОШ Правобережного района, преподаватели и учащиеся Православной гимназии им. протоиерея Алексия Колиева.

Подробнее о целях организации и проведения III Хетагуровских духовно-просветительских чтений, рассказал благочинный Бесланского церковного округа настоятель храма св. великомученика Георгия Победоносца протоиерей Сергий Мальцев:

III Хетагуровские духовно-просветительские чтения открылись 11 октября в CОШ №2 г. Беслана приветственным словом директора школы Б.К. Кесаевой. Затем было зачитано «Послание епископа Владикавказского и Аланского Леонида организаторам, участникам и гостям III Хетагуровских духовно-просветительских чтений». Особый интерес у участников конференции вызвал доклад протоиерея Сергия Мальцева «Православные ценности духовной поэзии К.Л.Хетагурова».

12 октября в бесланском Доме культуры прошёл конкурс чтецов среди учащихся средних школ и училищ Правобережного района. С приветственным словом к участникам конкурса обратился благочинный Бесланского округа протоиерей Сергий Мальцев. Оценивало чтение стихов К.Л.Хетагурова на осетинском и русском языках компетентное жюри, состоящее из педагогов и специалистов Управления образования и Управления культуры Правобережного района. По окончании конкурса, определения победителей и вручения наград у памятника К.Л Хетагурову, отец Сергий совершил заупокойную литию по приснопамятном Константине Хетагурове.

13 октября в СОШ №1 ст. Змейской прошла читательская конференция по книге «Коста и Православие», посвящённой детям Беслана. Учащиеся 8-х классов вместе с преподавателем русского языка А.Ф. Ковалёвой глубоко вникли в предложенный и изученный материал. Выступивший по окончании конференции настоятель храма Святого Духа иерей Анатолий Голоднов пригласил всех участников на праздник Покрова Божией Матери и в качестве праздничного подарка попросил прочесть духовные стихи К.Л. Хетагурова.

В тот же день в СОШ с. Ст. Батако была показана праздничная программа в честь 158-летия со дня рождения К.Л.Хетагурова. В программу праздника вошли духовные стихи К.Л.Хетагурова, песни на его поэзию, сценки из его драматургии, которые с учащимися подготовила зам. директора по воспитательной работе А.А. Акацева Высокую оценку праздничной программе дал настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца с. Ст. Батако иерей Лазарь Бестаев, принимавший непосредственное участие в подготовке праздника.

15 октября в храме Георгия Победоносца г. Беслана начал работу круглый стол «Коста и духовно-нравственное воспитание». Протоиерей Сергий Мальцев зачитал доклад «К.Л. Хетагуров и православные ценности в духовно-нравственном воспитании». В работе круглого стола приняли участие: Кесаева Бела Казбековна, директор СОШ №2 г. Беслана с докладом «Значение творчества Коста в воспитании современной молодёжи, её духовности; З.А. Бибилова, зав. читального зала районной библиотеки; С.Д. Слюсарева, ведущий библиотекарь, Ф. Дзигоева, методист библиотеки; З. Мильдзихова, главный библиотекарь; педагоги и учащиеся Православной гимназии им. протоиерея Алексия Колиева - Л.Г Торчинова и З.Э. Колоева. Участники конференции обсудили ряд актуальных вопросв, среди которых:

1. Являются ли необходимым в современной школе понятия сострадание и искренность? Что об этом писал Коста(Константин)Хетагуров?

2. Актуальность почитания страших, учителей в XXI веке? Как Коста(Константин)Хетагуров отвечал на эти вопросы?

3. Как отразились в поэзии Коста(Константина)Хетагурова понятия любви, уважения и сострадания?

Участники конференции были награждены грамотами «За содействие и участие в III Хетагуровских духовно - просветительских чтениях». Затем была совершена заупокойная лития о приснопамятном Константине Хетагурове, которой завершились III Хетагуровские духовно-просветительские чтения.

Протоиерей Сергий Мальцев, автор нескольких книг о духовном наследии Коста, рассказал о чтениях и о поэте. По его мнению, состоявшиеся чтения, это не только значимый образовательный форум Правобережного района и Кировского районов, на котором обсуждаются вопросы духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, это, прежде всего, - «опыт соборности и сотрудничества, «Праздник Духа и Святости», который подарили православным и гостям организаторы конференции». Кроме того, собравшиеся еще раз переосмысли духовное наследие поэта и видного общественного деятеля, открыли новые стороны его биографии.

- А разве в его биографии есть белые пятна, ведь это довольно известная личность?

- В том то и дело, что при всей известности Коста Хетагурова, его биография мало изучена, мало кто занимался его окружением, не говоря уже про религиозные взгляды.

Как известно, он скончался задолго до революции, а после 1917 года многие из тех, с кем он общался, оказались врагами для новой власти. В 1939 году, когда прошло первое масштабное чествование поэта, многие страницы его жизнь старались не вспоминать, в стороне оказались и духовные взгляды. Лишь сейчас исследователи начали всесторонне изучать его биографию, но многое уже упущено, потеряно. В 1939 году еще были живы те, кто лично знал поэта, а сейчас все нужно изучать заново, фактически с нуля.

- А что в его биографии Вас особенно заинтересовало?

- Удивительно, что многие его публикации, написанные более ста лет назад, актуальны и сейчас. В произведениях Коста озвучены вполне современные идеи, мысли и взгляды относительно воспитания и образования подрастающего поколения. Православный публицист немало внимания уделял содержанию обучения, с удивительной проницательностью осуждал формалистический принцип обучения, подмену научных знаний механической зубрежкой, воспитание учеников в духе рабского послушания. Прогрессивность его педагогических взглядов, касательно учебных планов, программ и учебников заслуживает особого внимания.

К примеру, в статье «Церковно-приходские школы в Осетии» Коста Хетагуров проводил мысль о необходимости преподавания всех предметов в осетинских школах на родном языке. Он принципиально ставил вопрос об использовании осетинского языка во всех сферах общественной жизни, что способствовало бы его дальнейшему развитию и совершенствованию. Хетагуров считал первым условием интеллектуального и нравственного развития юношества - обучение его на родном языке, он решительно требовал глубокого овладения родным языком и обстоятельного изучения истории своего народа. В настоящее время это остается актуальным вопросом.

В это же время Коста подчеркивал значение русского языка в системе народного образования. Знание русской разговорной речи, обучение русской грамоте, изучение достижений мировой культуры, по мнению поэта, должно способствовать развитию национальной культуры. Признавая прогрессивное и животворное влияние русской литературы, Хетагуров считал необходимым, в особенности для молодежи, изучение русской классики, отмечал знание перевода на родной язык лучших достижений мировой литературы.

Поэта никак не удовлетворяло обучение учащихся по оторванной от жизни догматической программе, существующей в то время. Он требовал разгрузить программы от бессмысленных вопросов, а взамен пополнить их сугубо жизненным материалом из действительности. В программы женских гимназий считал необходимым ввести элементарный курс школьной гигиены, а в прогимназиях - изучение истории, географии и педагогики. Коста считал необходимым расширение гимназических программ до уровня программ учительских семинарий, применяя теоретические знания на практике, введение в школы добавочных знаний по полеводству, садоводству и молочному производству.

Напомню, что поэт-просветитель сам выполнял почетную обязанность педагога в одной из начальных школ города Херсона, где обучал грамоте детей бедняков. А на протяжении нескольких лет там же был учителем воскресной школы, где читал лекции на актуальные темы по литературе и преподавал им рисование. Педагогическим идеалом поэта является воспитание человека - беззаветно преданного родной стране.

Подчеркну, что характерной чертой поэзии Хетагурова является стремление автора к высшим христианским ценностям. Вера в Бога воспринимается им как последнее убежище, оплот отвергнутой, мятущейся души, которая нигде не находит ни покоя, ни понимания.

Мало кто знает, что очень важным событием в жизни Коста Хетагурова явилось то, что ему посчастливилось иметь духовного отца, наставника, руководителя в его духовно-нравственном становлении как человека, как православного христианина. Таким человеком был протоиерей Антоний Чаленко, который более 25 лет был законоучителем в Ставропольской гимназии и настоятелем гимназической церкви. На его смерть поэт написал трогательное, лирическое стихотворение.

Одним из излюбленных религиозных мотивов поэзии Хетагурова можно считать пасхальный мотив. Этот великий праздник занимал в жизни поэта значительное место. В кругу передовой интеллигенции Пасха широко праздновалась и воспринималась как начало новой жизни, возвеличивание братского единения и любви, торжество цветения и солнечного света. Все высшие ценности Хетагурова – свобода, равенство, братство, любовь – связываются с этим праздником.

Первым поэтическим произведением Хетагурова, где мы впервые находим обращение ко дню Христова Воскресенья, является стихотворение «Воспоминание» (1889), в котором очень сильна религиозная направленность. Характерно, что отношение Хетагурова к празднику Пасхи не изменилось на протяжении всей его жизни. Искренней радостью, ликованьем наполнено стихотворение «Христос воскрес!»

Коста Хетагуров, рожденный в «яслях», в хлеву, ощутил духовное родство с тем, который также был рожден в хлеву, и матерей их звали одинаково - Мариями. Это духовное родство особенно ощутимо во время Херсонской ссылки, жизни в Пятигорске. Коста проникается великой любовью к Иисусу Христу и буквально на себе ощущает его страдания. Это отражено в стихотворении «Страстная неделя» и других.

- Можно только сожалеть, что в советское время эта тема была под запретом.

- Конечно. А ведь в этих произведениях в сознании Хетагурова Христос присутствует как высшая ценность, как идеал. Он олицетворяет собой всепрощение и беспримерную любовь к людям, ко всему человечеству. Каждое обращение к образу Иисуса Христа проникнуто у поэта пониманием огромной ценности принесенной жертвы и ненавистью к предавшим Его. Богом «любви и всепрощенья» называет автор Иисуса в стихотворении «Страстная неделя». Описанию последних дней земной жизни Христа посвящена поэма Хетагурова «Се человек» (1895). Здесь Иисус предстает перед читателем гордым и мужественным, абсолютно осознанно и спокойно принимающим свой жребий. В этом произведении мы видим Его обладающим достаточной силой, чтобы усмирить толпу одним взглядом. Апофеозом Христолюбия Хетагурова можно по праву считать стихотворение «Праздничное утро, или Мысли, вызываемые звоном к заутрене» (1888).

Особо хочу обратить внимание, что Христос для Хетагурова - это не просто объект почитания, но и пример для подражания; он «бог любви и всепрощенья», совершивший свой подвиг во имя любви и ради людей.

- Подводя итог III Хетагуровским духовно-просветительским чтениям, что бы Вы сегодня сказали?

- Чтения состоялись, и прошли весьма успешно. Озвученная тема «Коста Хетагуров и духовно-нравственное воспитание» никого не оставила равнодушным. Эта тема актуальна и нам есть чему поучиться у великого осетинского поэта. Но самое главное, что мы обратили внимание молодого поколения на творчество православного Коста. Молодежь должна всесторонне знать его творчество, брать с него пример.

Хетагуровские духовно-просветительские чтения отныне будут регулярными, ибо творчество поэта настолько объемно, многопланово, что обсуждать его можно бесконечно, и каждый раз находить что-то новое, актуальное.