Сретение Господне

 

 

15 февраля Церковь празднует Сретение Господне, история и традиции праздника в материале иерея Димитрия Кондратьева.

 

Слово «сретение» по-церковнославянски означает «встреча». В праздник Сретения Господня воспоминается то событие, когда Богомладенец Христос был принесен в Иерусалимский храм – во исполнение ветхозаветного закона (Лев.12,1-8). В соответствии с ним женщины после родов на 40-й или 30-й день (в зависимости от того, кто родился – мальчик или девочка) должны были приходить в храм для принесения очистительной жертвы.

Посетила храм ради принесения такой жертвы и Богоматерь. Она принесла двух голубиных птенцов – жертву, по закону допустимую лишь для бедняков.

Младенец Христос был встречен при входе в храм праведным старцем Симеоном (по преданию – одним из переводчиков Ветхого Завета на греческий язык), которому некогда было обещано Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит своими глазами пришедшего в мир Спасителя. Симеон был очень стар и превзошел все мыслимые пределы человеческой жизни. И вот наступил день, когда он принял в Иерусалимском храме на свои руки Младенца Иисуса, произнеся слова, которые и по сей день звучат в храмах за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк.2,29-32). Теперь, дожив до встречи с Богом, Который соделался по Своей любви к людям истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть: сретение состоялось.

Обращаясь к Богоматери, Симеон пророчествует о Ее Сыне: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… да откроются помышления многих сердец» (Лк.2,34). И, кроме того, добавляет, говоря уже о судьбе Самой Марии: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2,35). Старец говорит о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение. Отныне уже нельзя будет пребывать в спокойном безразличии, равнодушно отказываясь от следования за Истиной: с этого дня человечество должно разделиться как бы на два лагеря. Слова же об оружии, то есть о мече, которым будет пронзено сердце Богоматери – это пророчество о тех страданиях, что Ей еще предстоит в тот день, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Ее Сына.

Здесь же, в храме, находилась и женщина, также достигшая глубокой старости, обладавшая пророческим даром – святая Анна, которая вместе с праведным Симеоном, увидев чудесное событие Сретения, стала славить Господа. После исполнения всех предписанных законом обрядов Святое Семейство вернулось домой – в Назарет (Лк.2,22-39).

Духовный смысл праздника Сретения – в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода лицом к лицу с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь проходит граница в истории: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека – Ветхим и Новым. Отныне человечество – в лице Симеона – ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя.

Праздник Сретения возник и существовал в Иерусалимской Церкви с IV-V веков как торжество, завершавшее 40-дневный цикл Богоявления. Именно поэтому в то время он и не рассматривался как отдельный праздник. В конце V века в Риме и в середине VI века в Константинополе Сретение становится уже самостоятельным литургическим торжеством. И на Востоке, и на Западе его дата оказалась увязана с днем Рождества Христова: Сретение отмечалось на 40-й день Рождества. Распространению праздника Сретения, как и сугубому церковному почитанию этого события, способствовал император Юстиниан I (527-565).