Страстная Седмица


В Страстную седмицу каждому из дней присваивается имя Великого (Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.) – по причине исключительной важности воспоминаемых в них событий. В течение этих шести дней – с понедельника по субботу – каждый христианин как бы проходит страстной и крестный путь вместе со Спасителем, принимает участие в Его добровольных страданиях ради того, чтобы участвовать и в Его Воскресении и победе над смертью.

Великой Страстная седмица именовалась уже в IV веке. Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Службы этих шести дней – наверное, самые величественные, превосходящие по степени воздействия на душу все другие богослужения годичного круга.


Великие Понедельник, Вторник, Среда.
Главным содержанием церковных служб этих дней является размышление о приближающемся воспоминании Страстей Господних. Кроме того, они посвящены притчам и наставлениям, сказанным Спасителем в последние дни перед Его страданиями, а также событиям, которые тогда произошли. Так, в Понедельник вспоминается история праведного Иосифа и чудо о засохшей смоковнице, проклятой Господом, во Вторник – притчи о десяти девах и о талантах и беседа Господа о Втором Пришествии и Страшном Суде, в Среду – помазание Господа миром в Вифании и предательство Иуды. Эти темы составляют содержание евангельских чтений и отражены в песнопениях этих дней.


Великий Четверг. Посвящен воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Христа под стражу и Его распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги учеников, Гефсиманского моления и предательства Иуды (Мф.26,17-56; Мк.14,12-50; Лк.22,1-53; Ин.13;18,1-11). Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга. Великий Четверг, непосредственно примыкая к Великим Пятнице, Субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это в первую очередь связано с особым статусом литургии Великого Четверга, которая вдвойне посвящена Тайной вечере: и вообще, как всякая литургия, и как день ежегодного воспоминания той. Особый статус литургии в Великий Четверг проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерней, поскольку является воспоминанием вечери; 2) за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привыкли к редкому приобщению; 3) трапеза после литургии в Великий Четверг, также будучи отчасти воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус – этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.


Великая Пятница. Посвящена воспоминанию искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов (Мф.26,20-27,66; Мк.14,17-15,47; Лк.22,14-23,56; Ин.13,1-19,42), согласно которым все, что произошло в Великую пятницу, являлось важнейшей частью домостроительства спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей. После Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Спаситель был отведен к первосвященнику Анне, а затем (утром) предстал перед Каиафой до рассвета и судом синедриона, который приговорил Его к смерти. В это время апостол Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее (ибо Иисус происходил из Галилеи; тем самым Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Спаситель снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Пилат под давлением первосвященников и толпы предал Его на распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После поругания и бичевания в претории Господь Иисус был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где, по преданию, была похоронена глава Адама). Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Христос умер на Кресте, «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие телеса усопших святых воскресли» (Мф.27,51-52). Двое из тайных учеников Иисуса, Иосиф Аримафейский и Никодим, сняли Тело Его с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв его большим камнем; при погребении присутствовали женщины – последовательницы Христа (жены-мироносицы).
Воскресение Христово, наряду с Боговоплощением и Распятием является главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие христианства.
Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса.
Вопрос о праздновании Великой Пятницы в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, которая во II-III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и нередко понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской Пасхи). У Тертуллиана (III в.) Пасхой называется день Распятия и крестной смерти, а Оргиен в беседах на Книгу пророка Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю. У многих ранних авторов само слово «Пасха» понимается как производное от греческого глагола «страдать». Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной литургии предшествовал многочасовой пост, долженствовавший напоминать о Распятии.
Поскольку до I Вселенского Собора практика праздновать Пасху (понимаемую как праздник Воскресения) в один из воскресных дней не была всеобщей, то и день для воспоминания Страстей выбирался по-разному. Это был или день иудейской Пасхи (по юлианскому календарю в разные годы выпадающей на разные даты), или 25 марта ст. ст. (как историческая дата Страстей) или иной день. После I Вселенского Собора всеобщей стала традиция праздновать Пасху в 1-е воскресение после 1-го весеннего полнолуния, а воспоминание Страстей закрепилось за пятницей перед этим воскресением, получившей название Великой, Страстной и т.д. Таким образом, к IV в. Великие Пятница и Суббота стали днями самого строгого поста в году, готовящего верующих к празднованию Воскресения. Строгость поста в Великую Пятницу нашла свое выражение и в отмене литургии в этот день (кроме совпадения с Благовещением). За утреней Великой Пятницы читаются 12 отрывков из всех четырех евангелистов о Страстях Христовых. В Великую Пятницу вечером совершается изнесение из алтаря святой плащаницы, положение ее на специальном столе-гробнице посреди храма и лобызание ее, что символизирует погребение тела Христова праведными Иосифом и Никодимом. Все молящиеся при чтении канона «На плач Пресвятыя Богородицы» прикладываются к плащанице и Евангелию.


Великая Суббота. В Великую Субботу Церковь воспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. Вера в Смерть и Воскресение Спасителя составляет основу христианского учения (1Кор.15,3-4). Распятие и Воскресение Христовы, а также события Великой Субботы имеют решающее значение для человечества (Евр.2,14-15), поэтому три дня, посвященные воспоминанию этого – Великие Пятница, Суббота и Пасха, – являются центром всего церковного года. Пасха в широком смысле как воспоминание и Распятия, и Воскресения Христовых, в христианской литературе упоминается со II в., но праздновалась она в Церкви, несомненно, с самого начала. Важнейшим отличием Пасхи от других дней церковного года был пост (в смысле полного воздержания от пищи), продолжавшийся несколько часов и даже до 2-х дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком христианской радости о Воскресении Христовом. После I Вселенского Собора, когда римская практика празднования Пасхи в воскресенье распространилась повсеместно, празднование Великой Субботы как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением. Великая Суббота – единственная строго постная суббота в году. В эту субботу в древности совершалось таинство Крещения новообращенных.
Днем в субботу уже стало общепринятым благословлять пасхальные яйца и куличи (строго говоря, это благословение по Уставу должно совершаться в 1-й день Пасхи, после литургии и непосредственно перед разговением; его перенесение на субботу обусловлено практическими соображениями). Особое место в службе занимает плащаница (которая износится и полагается в центре храма еще во время вечерни Великой Пятницы), перед ней произносятся все ектении и бывают все чтения утрени, вечерни и литургии Великой Субботы. В конце великого славословия вокруг храма совершается шествие с Евангелием и плащаницей; на катавасии 9-й песни канона на пасхальной полунощнице («Не рыдай Мене, Мати») плащаница вносится в алтарь и полагается на престоле (где остается до отдания Пасхи).

 

Иерей Димитрий Кондратьев