Суббота Акафиста или Похвала Пресвятой Богородицы

Суббота пятой седмицы Великого поста особый день в Церковном календаре, именуемый Суббота Акафиста или Похвала Пресвятой Богородицы. 

В субботу 5-й седмицы Великого поста Церковь празднует Богородичный праздник, который имеет собственное название – «Похвала Пресвятой Богородице». Также часто употребляется наименование «Суббота Акафиста», потому что в этот день на утрени (обычно в пятницу вечером) поется акафист Пресвятой Богородице. Это единственный случай в году, когда пение акафиста предписано богослужебным Уставом.

Неизвестны в точности ни автор такого знаменитого песнопения, как Акафист Пресвятой Богородице, ни время его происхождения. Вероятнее всего, Акафист в составе 24 примерно одинаковых строф изначально возник как древний кондак на праздник Благовещения. Основная его тема – прославление Боговополощения. В результате дальнейшей переработки, тематический акцент в песнопении в целом сместился в сторону прославления Богоматери, так что сам Акафист ныне воспринимается в первую очередь как Богородичное песнопение. Среди современных исследователей наибольшую популярность имеет следующая точка зрения: основа Акафиста составлена преподобным Романом Сладкопевцем (1-я половина VI в.), а дальнейшие изменения внесены Константинопольским Патриархом Сергием в 20-е гг. VII в.

Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения, причем здесь его пение кроме вероучительной связи с праздником получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 г. (канун Благовещения) начались переговоры византийского императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец долгой и изнурительной войне между этими державами, завершившейся победой ромеев.

Поэтому пение Акафиста на праздник Благовещения имело значение благодарения за победу в этой грандиозной военной кампании за возвращение Честного Древа Креста Господня, захваченного персами. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия (610-641), и это богослужебное действие в целом соотносилось с победой в той священной войне, одним из ярких эпизодов которой было чудесное спасение Константинополя от нашествия аваров заступничеством Богоматери в 626 г.

 

 

Клирик Кафедрального собора Георгия Победоносца, священник Димитрий Кондратьев.