Светлая Седмица


В богослужебном отношении вся Пасхальная седмица есть как бы один праздничный день. Во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в сам день Пасхи, с немногими изменениями. Древний обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми людьми – во всю Светлую седмицу не оставлять ни одной церковной службы. Церковь предписывала своим чадам в Светлую седмицу воздерживаться от мирских занятий, воспрещалось путешествовать и поститься.
В пятницу на Светлой седмице к праздничным песнопениям утрени присоединеняются стихиры и канон в честь Пресвятой Богородицы, составленные в XIV в. Никифором Каллистом в память освящения храма Божией Матери Живоносного Источника. Источник этот был открыт в окрестностях Константинополя в 450 г. императором Львом I Великим еще в бытность его простым солдатом. Проходя однажды рощей, окружавшей источник, Лев встретил заблудившегося слепого и пошел искать воду, дабы напоить несчастного. После долгих поисков он услышал голос, указавший на источник. Вода из него не только утолила жажду слепого, но и вернула ему зрение. Взойдя на престол, Лев воздвиг здесь храм, названный Живоносным Источником. От источника получали исцеления многочисленные больные, в том числе, и раковые. Этот храм многие века украшался византийскими императорами, пока не подвергся полному разрушению по взятии Царьграда турками, устроившими на этом месте кладбище. Церковь была восстановлена только в 1834 г. От струящейся в ней целебной воды продолжаются исцеления и поныне.

В Светлую субботу с молитвой раздробляется артос (греч. – хлеб) – освященный хлеб в виде большой просфоры. Хлеб этот освящается в соответствии с древним церковным преданием. Апостолы после Вознесения Господня оставляли за столом свободное место и полагали для Спасителя часть хлеба, которую в конце трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали со словами: «Христос воскресе!» Артос предносят на крестных ходах во всю Светлую седмицу.
Восьмой день по Пасхе, окончание Светлой седмицы, издревле составлял особое торжество, как бы замену самого пасхального дня, отчего и назван Антипасхой, т.е. «вместо Пасхи». С него начинается круг недель всего года, в этот день впервые обновляется память Воскресения Христова. Отсюда Антипасха получила название Недели новой, ибо в этот день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам. Антипасха называется еще Неделей Фоминой, ибо в этот день вспоминается явление Господа ученикам и осязание ран Христовых апостолом Фомой, служащее к утверждению веры в Воскресшего Спасителя. Господь «дверем заключенным» явился апостолам и в 8-й день по Воскресении из мертвых и рассеял неверие Фомы, показал ему Свои ребра, уверив мир в истине Воскресения, раскрыл силу веры, назвав блаженными не видевших и уверовавших.
Древнейшие источники упоминают об Антипасхе, связывая ее, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т.к. с IV в. он служил завершением пасхальных торжеств, с другой – с таинством Крещения, поскольку в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую Субботу, снимали белые крещальные ризы. С этим обычаем связано древнее латинское название Антипасхи – Dominica in Albis (День Господень в белых (одеждах)). Блаженный Августин в слове, посвященном «октаве Пасхи», то есть Антипасхе, говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день евангельское повествование от Иоанна. Оно связывает два явления Воскресшего Спасителя апостолам в «первый день недели вечером», т.е. в самый день Воскресения, когда Господь Иисус показал им Свои раны, послал их а проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать грехи, и «после восьми дней», когда повторное явление Господа объясняется необходимостью уверения апостола Фомы, чье неверие (точнее, стремление к подтвержденному опытом знанию) оправдывается, ибо результатом его стало исповедание апостола Фомы.

Богослужение Антипасхи по своей структуре соответствует службе двунадесятого Господского праздника, хотя Фомина неделя им не является.
Церковь посвящает также этот день размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово.

Ключарь кафедрального собора, иерей Димитрий Кондратьев