Сщмч. Серафим (в миру – Семен Николаевич Самойлович) родился в 19 июля 1881 г. в г. Миргород Полтавской губернии в семье псаломщика. В 1896 г. окончил Лубенское духовное училище, а в 1902 г. – Полтавскую духовную семинарию, после чего был направлен в Североамериканскую епархию, во главе которой в то время стоял епископ Тихон (Беллавин).
С августа 1902 г. по сентябрь 1905 г. исполнял должность учителя миссионерских духовных школ: до июня 1905 г. – на острове Уналашка, затем на острове Баранова (Ситка). 25 сентября 1905 г. принял монашеский постриг с именем Серафим, 2 октября был рукоположен во диакона с причислением к Ситкинскому архиерейскому дому. Постриг и хиротонию совершил епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский). 25 марта 1906 г. был рукоположен во иерея и с 1 августа 1906 г. назначен настоятелем Нучекского прихода (на острове Нучек в заливе Принца Уэльского, Аляска) и начальником Нучекской духовной миссии среди индейцев чубачей. С 25 марта преподавал Священное Писание и основное богословие в Ситкинской духовной семинарии. Подал прошение о возвращении на родину по состоянию здоровья, которое 4 октября 1908 г. было удовлетворено.
С 25 мая по 25 августа 1909 г. отец Серафим выполнял обязанности помощника епархиального миссионера Владикавказской епархии, с 1 сентября 1909 до начала 1910 г. – духовника и инспектора Александровской духовной семинарии в станице Ардонской (ныне г. Ардон, Северная Осетия). После кратковременного наместничества в братском монастыре г. Могилева принял 23 июня 1910 г. послушание наместника Толгского монастыря, вновь оказавшись под архипастырским окормлением свт. Тихона (Беллавина), в то время архиепископа и Ярославского и Ростовского. 11 мая 1912 г. отец Серафим был возведен в сан игумена. Его трудами при монастыре был расширен странноприимный дом, открыта школа пчеловодства с приютом для сирот, а во время первой мировой войны – лазарет для раненых.
9 мая 1915 г. был назначен настоятелем Алексеевского монастыря г. Углича, 29 июня 1916 г. возведен в сан архимандрита. Активно участвовал в управлении епархией. Во время террора после подавления антибольшевистского Ярославского восстания (июль 1918) смог уберечь монастырь от разорения. 15 февраля 1920 г. хиротонисан во епископа Угличского и стал викарием митрополита Ярославского и Ростовского священноисповедника Агафангела (Преображенского).
В июле 1922 г. (вслед за арестом митрополита Агафангела) владыка Серафим был арестован, обвинялся в распространении послания патриарха Тихона и сопротивлении изъятию церковных ценностей. Приговорен к 3 годам лишения свободы. В 1923 г. освобожден по амнистии; 2 октября того же года состоялся еще один арест.
17 марта 1924 г. указом патриархе епископ Серафим был назначен временно управляющим Ярославской епархией вместо Ростовского архиепископа Иосифа (Петровых). 18 мая 1924 г. вновь был арестован и несколько месяце находился в заключении. В этом году патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа. В числе других архипастырей владыка Серафим подписал заключение Архиерейского совещания РПЦ 12 апреля 1925 г. о вступлении Крутицкого митрополита Петра (Полянского) в управление Русской Православной Церковью в качестве патриаршего местоблюстителя. После ареста митрополита Петра в декабре 1925 г. архиепископ Серафим активно поддержал вступившего в должность заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митрополита Сергия (Страгородского) в борьбе с григорианским расколом и в полемике с митрополитом Агафангелом об актуальном преемстве власти.
После ареста митрополита Сергия (ноябрь 1926) архиепископ Серафим был назван в завещательном распоряжении Ленинградского митрополита Иосифа (Петровых) от 8 декабря 1926г. в числе кандидатов на должность заместителя патриаршего местоблюстителя, оставшись единственным ввиду ареста двух других. Вступив в обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя, архиепископ Серафим вынужден был отправиться в Углич, поскольку ему было запрещено бывать в Москве без вызова из ОГПУ. Оттуда он 29 декабря 1926 г. обратился с посланием к архипастырям, пастырям и пасомым РПЦ, извещая о своем вступлении в должность. Послание начиналось с призыва подчиняться только «законным представителям патриаршей Православной Церкви. Чтобы значительно сократить возможности ОГПУ влиять через него на церковную жизнь, владыка Серафим ввел максимальную децентрализацию церковного управления.
Начальник 6-го отделения Секретного отдела ГПУ Е. Тучков предлагал архиепископу Серафиму учредить Совет епископов, по всей видимости определенного властями состава. Вызванный в марте 1927 г. в Москву и задержанный в тюрьме ОГПУ на Лубянке, владыка Серафим отклонил предложенные ему властями условия, ссылаясь на ограниченность полномочий для решения принципиального для жизни Церкви вопроса в отсутствие старших иерархов. В результате он был неожиданно для себя освобожден, но получил запрет на выезд из Углича и деятельное осуществление церковного управления. После освобождения митрополита Сергия архиепископ Серафим в письме от 7 апреля 1927 г. возвратил ему управление Церковью.
После выхода «Декларации» 1927 г. владыка Серафим оказался в числе недовольных церковной политикой сближения с гражданской властью и вместе с несколькими архиереями Ярославской церковной области подписал обращение от 6 февраля 1928 г. к митрополиту Сергию о выходе из административного подчинения ему. 17 февраля 1928 г. он был арестован и отправлен в ссылку в Буйничский женский монастырь близ г. Могилева. Митрополит Сергий и созданный им Временный Патриарший Священный Синод 29 марта 1928 г. уволили архиепископа Серафима от управления Угличским викариатством и запретили его в священнослужении в пределах Ярославской и Московской епархий. Во избежание более строгих мер от него в месячный срок требовался письменный отказ от февральского обращения. Конфликт формально был улажен к концу мая 1928 г., после данного ярославскими иерархами в письме к митрополиту Сергию разъяснения, к которому архиепископ Серафим присоединился, дав телеграмму. В коллективном письме ярославских архипастырей был предпринята попытка выйти из создавшегося положения и встать на путь примирения, находясь при этом на прежней позиции.
Однако на дальнейшие компромиссы владыка Серафим не пошел и оставался в ссылке. В письме Тутаевскому епископу сщмч. Вениамину (Воскресенскому) от 14 января 1929 г. он констатировал свой разрыв с митрополитом Сергием. 20 января 1929 г. архиепископ Серафим выпустил «Послание ко всей Церкви», в котором писал, что, поскольку митрополит Сергий и его Синод «нарушили соборность», попрали внутреннюю свободу Церкви и принесли ей много страданий, все налагаемые ими прещения «незаконны и неканоничны».
2 марта 1929 г. владыка Серафим был вновь арестован по обвинению в распространении антисоветских документов. Приговорен 17 мая того же года к 3 годам заключения в концлагере. Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения, где получил тяжелые травмы в результате падения со строительных лесов. Переведенный осенью 1931 г. на инвалидные работы, он оставался на лагерной командировке в Карелии до января 1932 г. После освобождения из лагеря он был выслан в г. Космодемьянск (Марийская АССР), где проживал до очередного ареста 29 декабря 1932 г. 8 июня 1933 г. приговорен к высылке в Северный край.
Отбывал ссылку в Архангельске с июня 1933 г. в условиях относительной свободы. 21 мая 1934 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. В июне 1934 г. отправлен в Сусловское отделение Сиблага (Кемеровская область). 15 сентября 1937 г. арестован в лагере по новому следственному делу вместе с прмч. Миной (Шелаевым), протю сщмч. Александром Андреевым и др. Обвинялся в организации и возглавлении контрреволюционной группы и проведении систематической агитации в лагере. Виновным себя не признал. 28 октября 1937 г. Особая тройка УНКВД по Новосибирской области приговорила архиепископа Серафима к высшей мере наказания. Расстрелян в лагере, похоронен в безвестной могиле.
Реабилитирован Президиумом Кемеровского облсуда 6 февраля 1961 г. по делу 1937 г.; реабилитация по делу 1934 г. последовала 2 августа 1989 г. По представлению Московской епархии причислен к лику святых Архиерейским юбилейным собором Русской Православной Церкви 2000 г.