31 января Православная Церковь празднует память преподобных Кирилла и Марии
Преподобные Кирилл и Мария жили в Ростовском княжестве, где в 4-х верстах от Ростова Великого, по преданию, находилось их имение. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских удельных князей и был к ним весьма близок. Супруги удалялись от суеты княжеского двора, отдавая предпочтение сельскому уединению.
Преподобные Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам, прилежали молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню. Преподобный Епифаний Премудрый, составитель первого жития преподобного Сергия Радонежского, говорит, что это были люди благородные и благоверные, «угодники Божий, праведные пред Богом и пред людьми, и всякими добродетелями полны и преукрашены».
У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им другого сына Варфоломея, в будущем – преподобного Сергия. Столь великому светильнику, воссиявшему в земле Русской, подобало иметь и родителей святых, «дабы, – по словам преподобного Епифания, – доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию».
Святитель Московский Филарет говорит: «Естественно, чтобы родители рождали детей по виду своему и по образу своему ...чтобы от тех, которые свободным упражнением в покаянии, молитве и делании добра, при помощи благодати Божией, ослабили в себе греховные и усилили добрые склонности, рождались дети с некоей предварительной помощью к добру, против силы греха, впрочем, всегда преодолимой свободой и наипаче благодатью».
После чудесного знамения, явленного Господом во время Божественной литургии, когда ребенок во чреве Марии трижды громко вскрикнул, она стала еще более внимательной к своему духовному состоянию. Всегда благоговейная и усердная молитвенница, она чувствовала теперь особую потребность сердца в молитве. Часто удаляясь от людских взоров, праведная мать со слезами молилась о будущей судьбе своего младенца. До рождения его Мария пребывала в строгом посте и сердечной молитве, и дитя еще до появления на свет как бы предочищалось и освящалось постом и молитвой.
Праведные супруги, видя на себе проявление великой милости Божией, обещали, если родится младенец мужского пола, посвятить его на служение Богу. 3 мая 1314 г. младенец появился на свет. Священник Михаил при крещении нарек ему имя Варфоломей. Вскоре Мария стала замечать в младенце нечто необычное. Он не прикасался к ее груди в среду и пятницу, а также в те дни, когда она вкушала мясную пищу. Это случалось не раз: по дню, иногда по два младенец оставался голодным. Сначала Мария недоумевала и скорбела об этом, но потом поняла, что младенец, взращенный постом в ее чреве, и по рождении требует от нее поста. Благочестивая мать стала строже соблюдать пост и совсем оставила мясную пищу.
После Варфоломея у Кирилла и Марии родился третий сын – Петр. Своих детей супруги воспитывали в благочестии и чистоте. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его. Печалились и родители его, ибо дитя их лишалось великого дара Божия – познания книжного учения.
Господь внял усердной молитве отрока и его родителей. Однажды в поле мальчик увидел молящегося старца-монаха и попросил помолиться о нем. После молитвы инок дал Варфоломею частицу просфоры, а мальчик, зная, с какой радостью принимают родители странников и особенно монахов, упросил его посетить их дом. Приняв благословение от старца, Кирилл и Мария предложили ему радушное угощение. Но гость сказал, что прежде следует вкусить пищи духовной, и направился в домашнюю часовню. Здесь Варфоломей начал свободно читать псалмы и все пришли в изумление от совершившегося чуда. Святой гость, благословляя праведных хозяев, возвестил пророчески, что сын их «будет некогда обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей». Благочестивые бояре проводили странника за ворота, и он вдруг стал невидим. Преподобные Кирилл и Мария были в недоумении: не Ангел ли Божий послан к ним? В трепете возвратились они в дом, сохраняя слова чудного старца в своих сердцах.
Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, в земле Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей продолжал подвижническую жизнь. Больше всего желал он принять монашество, на что и просил благословения родителей. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям.
В то время на Руси среди людей всех сословий был распространен благочестивый обычай принимать под старость иночество. В конце своей многоскорбной жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали воспринять ангельский образ. Они направились в Покровский Хотьков монастырь, находящийся в трех верстах от Радонежа, который в то время объединял как бы две обители: для старцев и для стариц. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
Существует предание, что преподобный Сергий заповедал прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала о упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к XVI в. У мощей их, неизменно находившихся в Покровском соборе монастыря, непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудо-творениях, происходивших по молитве к ним, а также от их мощей.
В 1989 г. Покровский собор монастыря был возвращен Церкви. Святые Кирилл и Мария были прославлены на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1992 г. Верующие снова прибегают к молитвенному предстательству преподобных Кирилла и Марии перед их святыми мощами.