5 октября 2025 г., в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; иерей Владимир Жуков, ключарь кафедрального собора; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, иерей Георгий Дзеранов, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании Литургии правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Сегодня мы слушали одну из самых замечательных евангельских историй о том, как Господь повелел Петру и его собратьям, трудившимся всю ночь и ничего не поймавшим, забросить мрежу, и эта мрежа исполнилась такого количества рыб, что готова была порваться. Петр, видя это чудо, ужасается и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5,8). Но Господь говорит: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк.5,10). Читая эту историю, мы прилагаем ее и к себе. Часто бывает так, что мы усердно трудимся, но почему-то результата нет. Вроде бы, все условия соблюдены: и корабль у нас есть, и кишащее рыбами озеро, и сети имеются. Но почему-то пусто, ничего не получается. А когда Господь повелевает, мы и против воли своей отказываемся: «Господи, ну какой смысл делать это еще раз, если мы всю ночь трудились, нет сегодня улова». «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк.5,5). И вдруг чудо, вдруг дела идут, и так хорошо все получается, что даже мы не ожидали, это превосходит все наши мысли. Наше воображение оказывается неспособным вместить то чудо, которое происходит с нами. И как мы при этом реагируем? Благочестивый апостол Петр сказал: «Я человек грешный» (Лк.5,8). «Я недостоин, чтобы Ты так благодетельствовал мне». Большой улов для рыбаков – это и достаток, и доход, и накормленные семьи. «Но это чудо происходит не потому, что я верю, ‒ говорит Петр. ‒ Я Тебе не доверял, я сказал прямо, что нет смысла это делать, ведь мы трудились всю ночь, и нет здесь рыбы. Но Ты повелел – мы сделали. Я чувствую, что согрешил пред Тобою, не поверил Тебе, поэтому, Господи, я недостоин, чтобы Ты находился здесь. Этот корабль – не место для Тебя». Но Господь говорит: «Да, Я все это знаю. Я вижу меру веры твоей и твоего неверия. Но для тебя это был знак, чтобы ты уверовал, потому что Я призываю тебя к большему – оставить рыбацкий промысл и идти за Мной. Быть уже тем, кто ловит людей».

Этот рассказ, наверное, относится, прежде всего, к священникам. Тем людям, которых Господь призывает к служению самому непосредственному – быть ловцами человеков. Быть теми, которые привлекают ко Господу. Часто бывает так, что проповедь наша оказывается бесплодной. Мы говорим очень важные, мудрые вещи, говорим о житиях святых, приводим их примеры, но все равно почему-то оказывается мрежа пустой. Слово возвращается туда, откуда мы его взяли – в книги. Часто это бывает от того, что не живем так, как учим, а такое слово бездейственно. Действенно то слово, которое исходит от опыта. Часто бывает, что человек, не очень наделенный даром красноречия, скажет два-три слова – и за ним идут все. А бывает, что красноречивый вития приводит к тому, что люди просто смеются: «Ну-ну, упражняйся дальше в своем красноречии и риторике! Но то говоришь то, что сам не исполняешь, и мы за тобой не пойдем». Поэтому очень важно священнику соответствовать тому, что он говорит.

Это, в первую очередь относится к пастырям церковным. Но ведь это относится и ко всем нам. Это притча о нашем мирском делании. Часто полагаясь на самих себя, мы не достигаем никаких результатов, а если Господь помогает, то даже там, где мы не надеялись на успех, он приходит. Как важно, даже сказав, как апостол Петр, о своем недостоинстве, тем не менее, отозваться на призыв Божий! Об этом другая притча говорит, когда Господь зовет делателей на Свое дело, на Свой брак, на пир. И Он слышит слова людей, что у них есть в миру что-то более важное: вот, у меня свадьба, вот, я трудился на огороде, вот, я волов купил, и так далее. Много разных отговорок. Господь говорит им: «Что же, Я дал вам шанс, считал, что Вы достойны войти на Мой пир. Вы были званы, но за ваш отказ вы из числа избранных исключаетесь». Он повелевает Своим слугам поискать других, кто достоин войти на Его пир.

Господь призывает нас к Своему труду, к соработничеству с Собой. Призывает забросить мрежу, привести в Царствие тех людей, которые находятся пока еще в этом водянистом мире, лишенном истины, призывает на пир. И как важно здесь не отказаться, услышать этот призыв и оказаться достойным избрания Божия! Но бывает часто и по-другому. Об этом нам рассказывает Ветхий Завет, когда люди самовольно на себя звание избранников Божиих восхищают. Такими были Дафан и Авирон, которые чуждый огонь принесли Господу и были сами умерщвлены. Это был и нечестивый человек, который коснулся ковчега Божия, переносимого в Иерусалим, и умер от этого. Как важно иметь благоговение, понимать свою меру, на что тебя Господь призвал, а на что нет! Не всех Господь делает учителями, не всех проповедниками. Он призывает всех, но у каждого свое служение. Поэтому, если ты считаешь, что твое служение недостаточно и желаешь возвыситься над своими братьями и сестрами, то ты – человек, который восхищает то, чего тебе не положено.

Это очень важная мера. С одной стороны – не отказаться от служения Господу, а с другой – лишить себя жажды власти, дерзновенно восхищающей то, что не положено. Святые отцы говорят, что наше спасение совершается между страхом и надеждой, это некий срединный путь. Так и служение Господу. Это призвание на труды осуществляется между благоговением и страхом, о котором мы слышим в словах апостола Петра: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5,8). Но и ответом, который дал пророк Исайя: «Вот я, пошли меня» (Ис.6,8). Все, что Господь нам повелевает исполнить, исполним, но славы и богатства не будет. Будем оставаться в том призвании, в каком мы призваны, по слову апостола Павла: «Каждый в состоянии, в каком призван, в том пусть и пребывает» (1Кор.7,20). Есть прекрасный пример у того же апостола, что тело состоит из различных членов. У нас нет ничего лишнего, в теле все члены соразмерно действуют. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1Кор.12,21). Что будет из такого безначалия и хаоса? Ничего хорошего не получится. Поэтому каждый, в чем призван, в том трудись, потому что Господь тебе воздаст той же мерой, которой воздает самым высокопоставленным апостолам, проповедникам. Ты получишь то же, обретешь то же, если будешь честно на своем месте трудиться.

Соблюдая благоговение, страх Божий и в то же время любовь к Богу и надежду, желание послужить, мы благонадежно войдем в Царствие Божие. Если же этих качеств у нас не будет, то спасение наше под вопросом. «Опасно» ходим (Еф.5,15). Будем блюстись, будем трудиться благоговейно, со страхом Божиим и любовью к Господу, и тогда войдем в число тех людей, о которых Господь говорит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34)! Аминь».