12 октября 2025 г., в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; иерей Владимир Жуков, ключарь кафедрального собора; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, иерей Георгий Дзеранов, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
Проповедь перед причастием произнес иерей Георгий Дзеранов.
По окончании Литургии правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Сегодня за Литургией мы читаем замечательные евангельское и апостольское чтения, которые друг с другом перекликаются. Господь говорит о том, что те люди, которые любят только тех, которые взамен их любят, ничем не отличаются от язычников, поскольку и они делают то же самое. «Но вы любите врагов ваших» (Лк.6,35). Сегодня проповедник сказал очень хорошие слова: «Любовь – это не просто какое-то чувство или абстрактное понятие, это язык, которым мы общаемся с Богом». «Бог есть любовь» (1Ин.4.16), и потому любовь не может быть нерассудительной.
О чем же говорит нам Господь в заповеди о любви к врагам? Во-первых, нужно понимать о том, что слово «враг» не является абсолютным определением того, кого надо любить, потому что врагом называется диавол, враг рода человеческого. Однако будет абсурдом переносить заповедь о любви к врагам на нечистых духов. Разумеется, мы ни благотворить им, ни любить их не можем. Напротив, вражда положена между ними и нами, которая никогда не прекратится, поэтому в Таинстве Крещения мы отрицаемся сатаны, проклинаем его, плюем ему в лицо и объявляем ему войну. Поэтому слово «враг» в этой заповеди может быть отнесено только к людям. И заповедь о любви к врагам – это заповедь именно христианского совершенства. Она дана тем, кто хочет быть совершенным, как совершен Отец наш Небесный. Ибо тем людям, которые все еще пребывают в ветхозаветном состоянии, живут «по стихиям мира» (Кол.2,8) сего, Господь такого не заповедает. Некий книжник спросил Христа: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Господь ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоими все душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37-39). В этом совете Господь ничего не говорит о врагах, потому что понимает, что человеку, живущему «по стихиям мира» (Кол.2,8) сего, любить врагов невозможно, и слова бы эти прозвучали дико. И в ответ Христу, наверное, прозвучало бы то же самое, что прозвучало среди иудеев, когда Господь сказал о Своем Теле и Крови: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин.6,60). «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него» (Ин.6,66). Думаю, что многие отходят от веры Христовой по той причине, что Господь дает как-будто бы неисполнимые заповеди. Как можно любить своих врагов? Враг есть враг, его нужно ненавидеть, враждовать и воевать, иначе это абсурдное определение. Если мы кого-то любим, он уже не враг. И поэтому люди очень часто смущались, слыша слова Христовы. И в ответ Господь говорит им: «Кто может понести, то понесет. Если вы не хотите это слышать, не хотите и вы отойти от Меня?» Путь за Христом – это путь добровольный. Никто не неволит брать на себя крест и идти за Христом. Поэтому Господь спрашивает: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6,67).
Господь приводит и замечательную притчу. Человек, который собрался строить некое сооружение, башню, сначала рассчитает свои средства, по силам ли ему это. Если он собирается идти на войну, то посчитает свое войско, сможет ли он противостоять противнику. Если нет, то лучше этого не делать. Поэтому мы, взяв обязательство идти за Христом, сделали это добровольно. И теперь уже те заповеди, которые Господь относит к желающим небесного совершенства, относятся ко всем нам. Он говорит: «Какая награда вам за то, что вы любите любящих вас? В чем тогда ваше отличие? Почему Я называю вас солью земли? Тогда вы такая же земля, как и все, потому что это делают все. Это делают люди, животные. Никто не лишен этого отблеска славы Божией, которая простирается на людей неверующих. И атеисты любят друг друга. В чем же тогда разница? Он в том, что вы решились исполнить то, что Я вам повелеваю. Да, и вы, мои апостолы, восклицали: «Невозможно это человекам». А Я им всегда отвечал: «Да, невозможно, Я с вами полностью согласен». Но невозможное человеку возможно Богу. Поэтому если в вас пребудет сила Божия и Моя благодать, вы сможете исполнить и эту заповедь о любви к врагам».
Сегодня мы слышали апостольское чтение, которое является прекрасным комментарием к сегодняшнему чтению евангельскому. Апостол говорит: «Дорогие мои! Обращаю ваше внимание на простейший пример: кто мало семян посеет, то скудно и пожнет, а кто сеет щедро, у того урожай будет богатым. Поэтому если вы не настолько великодушны, чтобы любить не только тех, кто любит вас, но и тех, кто высказывает открытую неприязнь враждует с вами, то вы не достигаете совершенства Отца вашего Небесного. Нужно быть более великодушными. Христианин отличается от человека любой другой веры, философии тем, что он великодушен и способен вместить в себя заповеди Христовы. Не сам по себе, не потому, что таким создан, не потому, что мы особенные и Господь нас избрал из среды людей, что мы «не как прочие люди» (Лк.18,11), как говорил о себе фарисей из притчи. Нет, но пообещав идти за Христом, мы тем самым вверяем себя в Его руки, и Он делает из нас новых людей. Лишь бы мы сами этому не сопротивлялись.
По поводу любви к врагам мне вспоминается одна история, которая случилась со мной много лет назад в Троице-Сергиевой Лавре. В ней над вратами есть Предтеченский храм, и там проходит исповедь. Однажды, проходя мимо этого храма, мне встретилась женщина, которая вышла из него после исповеди в очень сильном смятении и рассказала ужасную историю. В ее дом, пока ее там не было, проник преступник и зверски убил ее мужа и сына, нанеся десятки ножевых ранений. Человек знал, что он делал. Она видела тела этих своих самых близких людей, пережила страшнейшую утрату и с эти горем пришла на исповедь. Священник сказал: «Ты должна любить врагов своих». Он говорит: «Как я могу полюбить этого человека, который лишил меня самого дорогого?» Она, как христианка, понимала, что это заповедь Божия, но как ее исполнить? Каким образом полюбить человека, который даже на суде не раскаялся? Она с этим вопросом подошла ко мне. Я был молодым священником и тоже пришел в глубокое смятение, что ответить ей, неужели заповедь Христова неисполнима в данном случае? Помолился Богу, и Господь мне на ум положил такие слова: «Наверное, говоря о любви к врагам, и в вашем конкретном случае Господь говорит о том, что Вы за этого человека должны молиться». «Да как я могу за него молиться? Он же убийца!» «Молиться не в том смысле, что Вы благословляете, молитва разная бывает. Он же все-таки человек. Да, он поступил, как зверь. Но пусть Господь по Вашей молитве вложит в его сердце сознание того, что он сделал, чувство понимания содеянного. Что он лишил жизни невинных людей. Пусть Господь вложит в его сердце раскаяние. Пусть об этом будет Ваша молитва». Не знаю, прав я были или нет, но Господь положил мне на сердце такие слова.
Прошло много лет, я эту историю не забыл. И мне кажется, что, говоря о любви к врагам, мы говорим не о каких-то абстрактных вещах, потому что переживаем такого рода утраты. Как молиться за противников на фронте, когда мы слышим о том, как издеваются над пленными? Благословлять их? Нет, дорогие мои! Думаю, что любовь, поскольку она рассудительна, должна рассуждать о том, о чем можно попросить для своих врагов. О том, чтобы они из зверей стали людьми. Чтобы у них в сердце тоже проснулось чувство, что и они – сыны Божии, а не сыны диавола. Что не все позволено по отношении к беззащитному человеку. Что есть некая мера, граница. Молиться о том, чтобы они одумались. Думаю, тем самым, в меру наших сил мы заповедь Христову о любви к врагам исполним.
Думаю, христианское сердце должно быть таким. И, постепенно понуждая себя к такого рода молитве, мы обретаем сердце милующее, которое будет простираться не только на людей, а, по выражению Исаака Сирина, и на бессловесную тварь, и на весь мир. Все это возможно человеку, но надо себя к этому понуждать, потому что «Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12). Поэтому любая заповедь достигается упражнением, как бы это ни было неприятно, тяжело, трудно, как бы нам этого не хотелось. Если мы будем это делать, то постепенно воспитаем себя в сынов и дочерей Божиих. А Господь нам со Своей стороны даст помощь в этом.
Это и есть соработничество Божие и образ исполнения Его заповедей, с малого начиная. Не дай Бог, конечно, никому из нас оказаться в той ситуации, о которой я рассказал, но, тем не менее, мы ни от чего не застрахованы. Мир очень изменчив, «мир лежит во зле» (1Ин.5,19). Но мы, как христиане, должны быть той солью, которая эту гнилость мир осаливает и приводит в здравое состояние. Иначе мы ни на что не годны. Поэтому нас и задача великая: то, чего не могут исполнить все прочие люди, мы должны исполнять. В этом наше призвание. Если мы этого делать не будем, мир сгниет, и мы вместе с ним. Хотим мы этого? Нет. Мы надеемся на наследие Царства Божия, что Господь призовет нас в Свои небесные обители и скажет: «Придите, благословенные Отца Моего» (Мф.25,34). А не на то, что Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф.25,41).
Потрудимся ради этого рассудительно, мудро, усердно, не оставляя ни малой йоты из того, что сказано в Евангелии! И за эту верность Господь нам покажет Свою верность. Господь верен, все, что Он обещал, исполнит. Но Он ждет и от нас первого шага, а Сам, как тот отец, который побежал навстречу своему блудному сыну, сделает много-много шагов нам навстречу, желая только одного – чтобы наше сердце обратилось к Богу, к Его любви».