В праздник апостола Андрея архиепископ Герасим совершил Литургию в храме равноапостольного князя Владимира

13 декабря 2024 года, в праздник святого апостола Андрея Первозванного, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в храме святого князя Владимира всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Сердечно поздравляю вас с днем памяти святого апостола Андрея Первозванного, особенного для нас святого! Древние историки говорят о том, что апостол Андрей прошел с проповедью о Христе не только Причерноморье, но пересек Кавказ и по всей видимости побывал в Алании. Об этом упоминает епископ Евсевий Кесарийский, а еще ранее – Тертуллиан, который говорит, что скифы были просвещены словом Христовой проповеди. Под скифами греки понимали всех, кто живет севернее Черного моря и на Кавказе, поэтому предки алан были просвещены проповедью Андрея Первозванного.

Апостол Павел говорит: «У вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4,15). Так и после святого Андрея Первозванного было немало очень достойных людей, но первые семена Христовой веры были посеяны именно им. Они впоследствии дали благие всходы. Тот же апостол Павел говорит: «Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим.15,20). Так и на основании, положенном апостолом Андреем, трудились все те, кто пришли после него. И равноапостольная Нина встречала здесь людей, которые могли откликнуться на слова проповеди о Христе, и царица Тамара, и все те святые, которые просияли здесь светом Христовой веры, были обязаны апостолу Андрея тем, что люди их услышали и пришли ко Христу.

В IХ веке монахом Евфимием были написано «Житие» апостола Андрея. Он собрал все те сведения, которые были известны, и прошел тем же маршрутом, которым шел святой Андрей, чтобы своими глазами увидеть места, где тот проповедовал. Поэтому составленное монахом Евфимием «Житие» ‒ это не просто воспоминания или предания, но то, что он видел сам. Так и мы должны уподобляться нашим благочестивым предкам, которые столь почитали своих небесных покровителей.

Память апостола Андрея была возобновлена в Х веке, когда в Аланию прибыла миссия из Константинополя от Патриарха Николая Мистика. Как и на Руси, властители здесь стали иметь два имени: первое – то, которое было дано при рождении, а второе – при Крещении. Так, святой князь Владимир в Крещении был наречен Василием. И аланские цари точно так же. Может быть, это традиция даже и перешла на Русь из Алании. Один из аланских царей, как показывают историки и археологи, которые нашли печать царя Розмика, носил в Крещении имя Андрей. Если бы об апостоле Андрее не осталось бы никакой памяти в Алании, и более того, многие считают, что он не имеет никакого отношения к Алании, то разве нельзя было выбрать бы другое имя для царя? Василия, например? Имя Андрей не встречается среди византийских императоров. А имя Андрей аланский царь носил потому, что историческая память говорила о том, что первый, кто сюда пришел с проповедью Христовой – это святой апостол Андрей.

Пост уже близок к своему экватору, к преполовению, мы все ближе подходим к Рождеству Христову. Наверное, не случайно Церковь собрала памяти таких великих святых в этот пост. Сегодня у нас память особенная. Апостол Андрей близок не только жителям Осетии, но и Руси, поскольку есть предание, что он побывал и в Киеве, воздвигнув крест на его холмах и предсказав, что здесь будет крещеная держава, что впоследствии и сбылось. Поэтому апостол Андрей объединяет и аланский народ, и русский в единое стадо. «Будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10,16). Так и есть. Русь и Алания связаны узами, более прочными, чем кровные, ‒ узами веры. Это нас воодушевляет, укрепляет, что у нас такой великий небесный покровитель, память которого сегодня отмечаем.

Да пребудут молитвы святого апостола Андрея со всеми нами, чтобы и мы, как те самые пестуны, которые пришли, когда отец сделал уже свое основное дело, потрудились не всуе, и жизнь наша была не тщетна! Но чтобы мы как последователи и потомки апостола Андрея тоже в свою меру и силу сделали бы так, чтобы наша Алания была землей святой, землей крещеной. И чтобы те, которые живут рядом с нами и будут жить после нас, никогда не забывали, какое великое благо принес нам святой апостол Андрей, что мы имеем нашу православную веру и возможность ходить молиться в Церковь как в ковчег спасения!».