В праздник Богоявления архиепископ Герасим возглавил Литургию и чин великого освящения воды в Аланском мужском монастыре

19 января 2024 года, в праздник Крещения Господня, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Успенском Аланском мужском монастыре.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, наместник Успенского Аланского мужского монастыря иеромонах Стефан (Дзугкоев), руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, насельники Успенского Аланского мужского монастыря и клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Лука (Набоков).

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Здесь, в глубине Куртатинского ущелья, каждый год на Крещение собирается множество людей, с трепетом ожидая того момента, когда Дух Святой сойдет на воды и освятит, и придаст им особенные качества, освящающие, омывающие наши грехи, очищающие нашу совесть. Мы приходим в этот праздник в храм Божий, чтобы почтить Господа, Который нас ради и нашего ради спасения воплотился, родился, и мы недавно праздновали Рождество Христово, пришел на Иордан и явил Себя миру. До этого момента никто, кроме Пресвятой Богородицы и нареченного отца Иосифа, не знал, что Господь Иисус Христос родился не обычным для человека образом. Воплощение Его было дивно и чудно, и является одной из величайших тайн Божиих. И теперь Иоанн Предтеча, тот человек, который еще младенцем во чреве своей матери Елисаветы почувствовал пришествие Господа, как сказано в Священном Писании, «взыграся радощами» (Лк.1,44), узнает своего Господа и говорит: «Это Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). Он погружает Его в воды Иордана, и не от грехов омывает, потому что Господь безгрешен. Напротив, Господь тем, что входит в воды Иордана, освящает эти воды, освящает всякое водное естество на Земле, изгоняет, как мы сегодня в молитве слышали, демонов, гнездящихся в водной глубине, очищает и освящает Собой весь мир. Смысл пришествия Господа на землю и Его Богоявления в том, чтобы дать нам возможность приступить к источнику освящения и оправдания. Человек до пришествия Христа в мир был перед Богом безответен. Согрешил Адам, и все его потомки следовали тем же путем, грешили, и не было никакой возможности от этого греха избавиться. Никак нельзя было с себя смыть скверну греха, которую Адам получил через грехопадение.

Но приходит Господь, и тем, что Сам омывается в водах Иордана, Он омывает и человеческое естество от этой скверны. Отныне человек оправдан и имеет возможность смело видеть Своего Господа, не стыдиться, не опускать глаза вниз, а быть подлинно человеком, чело которого обращено к вечности, поднять голову вверх. До пришествия Христа в мир люди были как бы согбенными животными, склоняли голову и не могли возвести глаза ко Господу, потому что стыдно было. И не было никаких слов, чтобы оправдаться. Но приходит Господь – и дается такое дерзновение человеку и такая возможность быть рядом с Господом. Более того, Христос принимает на Себя саму человеческую природу. Может ли что быть выше того, что Бог снисходит до нашего греховного естества? Творец мира, Вселенной, принимает на Себя образ человека. Что может быть страшнее этой тайны, что может быть необычнее этого? Но это происходит, и мы видим Воплотившегося Господа. Мы приступаем к Нему, и Он оправдывает и возводит нас на небо в событии Своего Вознесения, и тем самым человеческое естество становится настолько прославленным, что и сами ангелы удивляются. Человек, который ниспал в самые глубины грязи и греха, становится чистым и омытым существом, благодаря тому, что Господь омывает человеческое естество сначала во Иордане, а потом Своей Кровью на Кресте.

Многие из нас сейчас уже погружаются в воды рек, подражая Господу, стоявшему во Иордане. Это хороший, благочестивый обычай. Но мы должны отчетливо понимать, что не купание в реке смывает наши грехи, а исповедь и принятие Святых Христовых Таин, жизнь по заповедям Христовым. А если мы с благочестивым настроением купаемся в водах рек, которые освятили, то мы, как люди, принимаем тот же образ. Для нас понятно, когда мы что-то воспринимаем через тело. Одного лишь умственного, книжного назидания для нас недостаточно, и эта замечательная традиция, которая уже много столетий существует, купание в освященной воде в день Крещения Господня, пусть будет на пользу тех людей, которые принимают участие в ней».