В праздник Обрезания Господня архиепископ Герасим совершил Литургию в храме святого Иоанна Воина

14 января 2024 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, в праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме святого Иоанна Воина г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, настоятель храма святого Иоанна Воина иерей Василий Грибенченко, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма святого Иоанна Воина под руководством регента Ирины Грибенченко.

Перед причастием проповедь произнес иерей Василий Грибенченко.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Поздравляю вас с праздником Обрезания Господня!

Часто возникает недоумение: зачем мы празднуем этот праздник? Неужели других знаменательных событий в жизни Господа было мало? При этом не обращают внимания на самое существенное. В этот день, в восьмой по рождении Христа было совершено не только обрезание, но и наречение имени. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что было наречено Младенцу «имя Иисус» (Лк.2,21). То самое Имя, которое принес Богородице во время Благовещения Архангел Гавриил. То есть Имя Иисус было наречено еще до зачатия, до Воплощения Господа во чреве Пресвятой Богородицы. Таким образом, это Имя было предназначено для Богомладенца от сотворения мира и сохранялось в Предвечном Совете Пресвятой Троицы, и только сейчас, как выразился царь Соломон, это Имя изливается: «Миро излиянное – Имя Твое» (Песнь Песней.1,2).

Таким образом, в этот день весь мир наполняется благоуханием Имени Христова. Имя «Иисус» впервые произносится в нашем мире, что означает – «Спасение», и этим Именем мы спасаемся. С этого момента мы имеем возможность, в меру своих человеческих сил, познать Бога, призывая Его Имя. Можно сказать, что Иисусова молитва получает свое начало с этого момента, с праздника Обрезания. Наконец мы, которые не знали Бога, которые в Ветхом Завете не могли даже помыслить произнести Имя Бога, поскольку оно страшно и дивно, теперь получаем доступ к Богу. Совершается величайшее событие – Бог воплощается и дает Себя осязать и познавать. Познавать в известной для человека мере.

Сегодня мы совершаем память святителя Василия Великого, который был борцом и защитником Имени Иисусова. Жизнь его была не очень долгой, он умер всего в сорок девять лет. Но за свою жизнь он создал множество догматических творений, текстов, который защищали Церковь Христову, Имя Божие. Во времена святого Василия Великого была ересь аномеев. Они утверждали, что знают самую Сущность Бога. Если Бог открыл Себя в Своем Воплощении, то Сущность Его известна. Но это не так. Сущность Бога непостижима для человека. Творение не может познать Творца.

Каким же образом мы говорим, что знаем Бога, что можем изображать Его на иконах, произносить Его Имя? То самое Имя прозвучало в мире, имя человеческое – Иисус. Святой Василий Великий объясняет, как это возможно. Невозможно познать Бога по Существу. Богопознание возможно только в той мере, в которой Господь благоволит Своими действиями или, как выражались греки, «энергиями». Но это не энергии в нашем понимании, потому что сейчас, к сожалению, слово это замылено, и когда начинают говорить об «энергиях», «энергетике», то это веяния оккультные, надо быть очень осторожным. Поэтому лучше использовать русский перевод слова «энергия» ‒ «действие». Действия Божии в мире, силы Божии в мире. Насколько силы Божии проявляются в мире, настолько и возможно постижение Бога в нем. А силы Божии явлены во всем. В сотворенном, и таким образом мы можем познавать Бога из созерцания красоты мира, и мы понимаем, что Бог – Творец. Господь открывает нам Себя в действиях Своего Воплощенного Сына, Второго Лица Святой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. В Его действиях мы также имеем возможность познавать Бога.

Самое, наверно, главное средство нашего Богопознания – это Причащение Тела и Крови Христовых. В Таинстве Евхаристии мы таинственно соединяемся с Богом. Не с Сущностью Бога, но с Его действиями. Становимся сотелесными Богу, насколько это возможно человеку.

И, наконец, Иисусова молитва, в которой через призывание Имени Божия, а Имя Божие есть также действие Божие в мире, мы соединяемся с Богом. Святой Василий Великий ясно это объясняет. Кто хочет лучше это понять, отсылаю к его творениям. Он объясняет, как нужно правильно, православно, мыслить о Боге. Поэтому святой Василий Великий называется учителем Вселенной, поскольку он объяснил нам те истины, в которых многие люди колебались. Но благодаря своей образованности и – главное – просвещенности Духом Святым, открывает нам подлинное Православие. Он составил множество правил, по которым до сих пор живет все монашество восточное. Он составил многие догматические тексты, истолковал многие тексты Священного Писания. Одно из самых известных толкований на дни творения – Шестоднев – читается на протяжении уже семнадцати веков. Поэтому святой Василий Великий, как автор и Литургии, которую мы свами сегодня совершили, тех боговдохновенных молитв, которые мы сегодня произносили, наравне ставится со святым Иоанном Златоустом, творцом Литургии, и святителем Григорием Богословом, защитником догмата Святой Троицы. Все они положили огромные труды, чтобы мы могли сейчас право славить Господа, православно. Ортодоксия, то есть правильное стояние перед Господом, правильное славление Бога – это то, что нам передано святым Василием Великим. И сегодня в этот день наречения Имени Божия, первого произнесения Имени «Иисус» в этом мире, мы с вами собрались, чтобы почтить Господа, насколько это возможно. А чем мы можем почитать Господа? Песнопениями? Да, безусловно. Поклонами? Да. Крестным знамением? Да. Ведь мы христиане не только здесь, в помещении храма. Наше христианское исповедание должно простираться на всю нашу жизнь. А когда мы выйдем отсюда и будем предоставлены самим себе, мы должны то, чем напитались в храме, приняв Тело и Кровь Христа, воплотить в жизнь своими действиями, потому что Господь ждет от нас, как Действующий, действия с нашей стороны. Сейчас не день покоя, а день делания. Пока мы живы, находимся на земле, мы имеем возможность проявить свое действие, свои энергии, свои силы, наполнить мир вокруг нас. И чтобы эта сила была, нам нужно соединиться со Христом. Тогда эта сила будет не только наша. Это будет богочеловеческое действие, поскольку Господь через нас будет действовать в той мере, в какой мы очищаем себя и творим Его заповеди. В этом смысл христианской жизни, смысл призывания Имени Божия. Стяжать силу Божию, укрепиться Господом и потом эту силу принести тем людям, которые без сил в этом греховном мире, обессилены грехом, сатаной.

Сегодня мы слышали в Послании апостола Павла: многие живут по преданиям человеческим, «по стихиям мира» (Кол.2,8), которые ничего общего не имеют с тем, что Господь нам оставил, изобретают, что угодно и находят себе «разбитые колодцы» (Иер.2,13), вместо того, чтобы обратиться к источнику живой воды – Христу. А это источник неисссякаемый. Это вода жизни, которая течет в вечность. И приобщаемся этой воде, призывая Имя Божие, соединяемся со Христом и сами становимся, в возможной для человека мере, источником этой воды живой. Такое великое дело и задание оставляет нам Господь, и в сегодняшний праздник есть смысл особенно об этом поразмышлять. Не всуе ли мы Имя Божие произносим, не нарушаем ли заповедь Моисея?

Что значит – произносить Имя Божие всуе? Это ведь не просто повторение в неуместных и неподобающих местах Имени Божия. Нет, кстати, такого места, где не подобало бы Имя Божие произносить. Скоро будет праздник Крещения Господня, и в чине окропления святой водой говорится, что кропятся даже «места скаредные». Нет такого места, которое бы Господь не хотел бы наполнить и освятить. Таким образом, произношение Имени Божия всуе – это не значит, что где-то нужно говорить, а где-то нет. Нужно проповедовать «на кровлях» (Лк.12,3). Нет ничего тайного, что не было бы услышано. И наше христианское призвание – чтобы Имя Божие произносить везде и нести везде, чтобы Имя Божие не хулилось, а славилось. В таком случае мы должны понимать, что произношение Имя Божие всуе – это когда мы лицемерим. Когда мы говорим, что мы христиане, а не живем по-христиански. Тогда Имя Божие хулится и всуе произносится. Когда оно могло бы своей силой изменить мир, оно оказывается бессильным, потому что мы бессильны, потому что мы грешим, заповеди Божии не исполняем. В таком случае Имя Божие теряет свою силу в этом мире, потому что очень многое зависит от нас. Насколько мы верны Христу и насколько являемся дотошными исполнителями заповедей Божиих.

Давайте эту дотошность, которая в жизни у нас проявляется в каких-то других сферах, перенесем на нашу христианскую жизнь, ничего не упуская, не оставляя, ни в чем не ленясь, и тогда и мы наполняемся силой, и мир этой силой Христовой преображается. Из дряблого становится молодым, потому что еще пророк Давид сказал: «Обновится, яко орля, юность твоя» (Пс.102,5). Именем Божиим обновляется наша ветхость в юность, мы становимся снова молодыми по душе. Неважно, какого мы возраста – Господь волен всех нас наполнить силой, мощью, могуществом, для того, чтобы мир этот наполнился силой Божией.

Да хранит вас Господь в этом делании, чтобы через нас Имя Божие никогда всуе не произносилось, но всегда имело силу и действие!»