21 сентября 2025 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Владикавказа в день его престольного праздника.

Правящему архиерею сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; протоиерей Константин Джиоев, благочинный Иристонского округа, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Владикавказа; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора вмч. Георгия и храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Владикавказа. 

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Всех, собравшихся сегодня в этом храме на его престольный праздник, сердечно поздравляю с Рождеством Пресвятой Богородицы! Также поздравляю и с юбилейной датой: уже 210 лет здесь совершается Божественная литургия! 210 лет назад был освящен, тогда еще деревянный, храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С тех пор молитва здесь, за небольшими исключениями, не прерывается. Думаю, даже в годы советского лихолетья, когда храм был закрыт и поруган, сюда приходили люди тайно помолиться, потому что место Божие, престол храма, единожды утвержденный, не может быть поколеблен. При освящении храму дается как бы Ангел-хранитель, и место это посвящено чему-то иному уже быть не может. Поэтому, как бы ни было трудно и сложно, но всегда мы возвращаемся в те места, которые некогда были Богу посвящены, и продолжаем там возносить молитву и совершать Бескровную Жертву.

Сегодня, в день Рождества Пресвятой Богородицы, я желаю всем вам помощи Божией! И в этот праздник особенно хочется сказать, что сегодня мы поминаем не только Родившуюся, но и Ее родителей. В величании празднику мы слышали, что те, кто удостоились быть родителями Пресвятой Богородицы, были святыми родителями. Но ведь были не менее благочестивые люди. Господь именно эту супружескую чету, дожившую до старости в неплодстве и не имевшую уже и мысли о том, что у них может родиться ребенок, избрал. Почему именно их? Мало ли было иных семей, моложе, может, не менее благочестивых, побогаче или победнее? Почему выбор пал именно на них? Потому что Господь, прежде всего, смотрит не на внешнее положение человека, не на возраст, не на здоровье, не на сословие, а на состояние сердца. Эти люди слезно молились, чтобы им было даровано чадо, и они обещали посвятить его на служение Богу. И они обет этот не презрели. Матерь Божия в три года была отдана на воспитание в храм. Родители, которые очень любили своего Ребенка, тем не менее, нашли в себе силы исполнить обет, который дали Богу. Разлучились со своей маленькой Девочкой, Которой предстояло стать Той, благодаря Которой Слово Божие пришло в этот мир, Господь воплотился.

Как родители вымаливали свое Чадо и как воспитывали своего долгожданного Ребенка, это для нас самый важный пример. Посмотрим не современных трехлетних детей. Да, есть среди них и дети одаренные. Но в целом, три года – все еще младенчество, и что-то передать и назидать словесно достаточно сложно. Ребенок видел, как живут Его родители, их пример. И для любого ребенка самые первые и важные авторитеты – это родители. Это первые, кого он видит. Руки отца и матери, их глаза, слова, голос, их запах – все это ребенок видит в первые дни своей жизни. Ближе и дороже родителей никого нет. Как благочестиво должны люди жить, чтобы своим образом жизни Ребенку, Который еще не понимает словесного научения, преподать такое благочестивое воспитание, чтобы без слез и плача Эта Девочка, будущая Мать Бога Слова, поднимается по ступеням в день Введения Своего во храм, идет добровольно к священникам, которые далее воспитывают Ее в благочестии и чистоте! Повторюсь, воспитание, научение в Священном Писании, все то, чему Она научилась в храме, не было бы возможным, если бы не труд родителей, если бы не Иоаким и Анна.

Сегодня удивительным образом сошлись три чтения евангельских и апостольских, и все они друг с другом перекликаются. Апостол Павел вторит теме праздника, что для него совершенно не важны его избранность, сословие, принадлежность к благочестивой еврейской фамилии, обрезание, которое было знаком избранности Божией. Он говорит: «Для меня важен Крест Христов, и только Им я похвалюсь. Этим Крестом я распялся миру и мир мне». Для апостола Павла это самое важное. И думаю, что мы, воспитывая своих детей, внуков, правнуков, должны им подавать не только словесный пример, но и своей жизнью засвидетельствовать, что для нас не меньше, чем для апостола Павла, важно не то, какой пост мы занимаем или сколько у нас денег, или какая у нас богатая обширная родня. Не это важно. Важно только то, что мы христиане, и потому что это основа, на которой зиждется любое воспитание. Это камень, на котором строится любой дом. В притче Господь говорит, что основанные на песке дома будут разрушены, когда придет какое-либо испытание в виде ветра или наводнения. А дом, построенный на камне, устоит. И если воспитание преподается с детства подлинно христианское, то ребенок не только понимает, что хорошо и что плохо, а что есть благо, что есть жизнь и смерть, как некогда писал пророк Моисей (Втор.30,19). Если ребенок поймет из поведения своих родителей, что они избирают жизнь, благо, заповеди Божии, то тогда нам можно быть благонадежным за такого человека. Его дом строится на камне. В жизни его будут испытания, а часто бывает, что самые даже впоследствии благочестивые люди переживают в юности некий период отхождения от Бога. Их одногодки скептически говорят: «Что они молятся? А мы молодцы, у нас вся жизнь впереди, нам другими делами надо заниматься». Но если человек воспитан в христианстве, он обязательно вернется. Может быть, уже с каким-то горьким опытом, как блудный сын, который страдал от голода в далекой стране. Но он вернется, потому что знает, что там отчий дом. То, о чем говорили родители, это не просто пустые слова. Они жили этим. Для них Бог – Отец, и Церковь – Мать. И если это так, то, значит, и нам есть, куда вернуться. Нас примут, простят, встретят. Но и блажен человек, который не падает в такие искушения, а «от силы в силу» (Пс.88,3) возрастает «в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4,13) в творении заповедей любви. Это возрастание выражается в том, что человек всего себя отдает окружающим, уже не считает ничего своим, а все считает Божиим, поэтому творит милость, помогает, сердце его открыто для каждого. Но и это не было бы возможным, если бы человек не знал Христа и не был воспитан в вере. Поэтому мы должны и воспитывать, и заниматься самовоспитанием. Для этого нам оставлена замечательная книга, которая называется Евангелием, ее нужно открывать и читать. Она человека преображает, поскольку слова, которые там сказаны, ‒ не просто текст, не просто записи и пересказы дел большого Учителя. «Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4,12). Вот что такое Евангелие. Поэтому, назидаясь словом Божиим и исполняя его, мы благонадежны, и Господь нас примет.

В этот замечательный день, когда мы прославляем Матушку нашу Пресвятую Богородицу, мы ликуем от того, что рождается Та, благодаря Которой и мир наш оказался не безнадежным и не брошенным Богом, потому что Он Сына Своего Единородного послал «нас ради человек и нашего ради спасения». Но эти радость и ликование всегда должны иметь какое-то следствие. А следствие – это назидание. Когда мы в храм приходим, то должны выйти из него немного другими, что-то почерпнуть, принять. И это принятое, слово Божие, Тайны Христовы, сохранить как самое дорогое и важное. Вынести из храма и щедро делиться с теми людьми, которые еще гладом тают вовне, но, может быть, еще не подозревают даже об этом. Самонадеянно считают, что у них есть все, не понимают, что они, как сказано в Апокалипсисе, «нищие и бедные». Не знают они нашего богатства. Но мы-то сами это богатство получаем. Если в одно ухо влетает, а в другое вылетает, то мы уходим пустыми. И если мы принимаем Тайны Христовы, а после этого осуждаем, болтаем, гневаемся, то опять выходим опустошенными.

Да не будет сего! Преисполнимся богатства Божия, которое Он дает щедро и независтно, примем его, сохраним и поделимся! И тогда Господь в Свой час, когда Он придет, и мы предстанем престолу Божию, скажет нам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34). Аминь».