21 ноября 2024 г. в праздник Собора всех Небесных Сил Бесплотных, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме святого Архистратига Михаила станицы Луковской в день его престольного торжества. Накануне правящий архиерей совершил в храме святого Архистратига Михаила всенощное бдение.
Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Моздокского округа протоиерей Артемий Пономаренко, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, настоятель храма Архистратига Михаила ст. Луковской иерей Андрей Раснянский, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Раснянский.
После Божественной литургии правящий архиерей возглавил крестный ход вокруг храма.
По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Праздник Ангельских Сил – это нечто уникальное, он возможен только в Церкви Христовой. Мы часто читаем в Ветхом Завете, что явление ангелов было страшным, поэтому и не было тогда праздника в честь Небесных Сил. Вчера в одной из паремий мы читали о Гедеоне, который сказал: «Увы мне, Владыка Господи! Потому что я видел Ангела лицем к лицу» (Суд.6,22). «Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь» (Суд.6,23). Когда уже в Новом Завете отец Иоанна Предтечи священник Захария онемел, для людей это не было чем-то необычным. Люди поняли, что раз он вышел из алтаря в таком состоянии, то видел ангела. Редко, как например, в Книге Товита, мы читаем, что ангел является спутником, но это особое повеление Божие. В основном, ангелы посылались тогда для того, чтобы покарать нечестивых. И это понятно, ведь до пришествия Христа мир Небесный и мир земной находились в состоянии войны.
Но приходит Господь, чтобы примирить Небо и землю и восстановить то единство, которое было нарушено грехопадением Адама, и ангелы становятся к нам гораздо ближе. Теперь ангелы – это те существа, те служебные духи, которые, по большей части, хранят нас и помогают нам. В жизнеописаниях монахов-пустынников, мы видим, что в условиях жары, нехватки воды и пищи, среди диких зверей им помогают ангелы. Это некое содружество монашествующих и ангелов, поэтому монахов часто называют земными ангелами и небесными человеками. Такое сравнение было невозможным в Ветхом Завете. Я уже не говорю о некоторых других религиях, где вместо ангелов почитаются демоны. Они, собственно, так и изображаются – невидимые духи, которых надо умилостивлять, чтобы они не наказали. В Церкви Христовой уникальное почитание ангельских сил. Они служат Господу Иисусу Христу.
Сегодня мы почитаем все чины ангельские. Не много нам известно об ангельской иерархии. Пожалуй, единственный такой текст, который мы имеем – это творение Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», где говорится о том, в каком порядке какие чины служат. Тем не менее, Предание Церкви говорит о том, что англы даются каждому человеку, каждому народу, каждому городу, каждому храму, а Архистратиг Божий Михаил назван хранителем всего рода человеческого. Он приставлен, чтобы хранить всех людей без исключения. Что удивительно, мы почитаем ангелов как наших помощников и хранителей, и говорим о том, что сегодня день ангела у каждого из нас, но, тем не менее, какое удивительное благо и чудо приносит Господь наш Иисус Христос в мир, что Та, Которая произвела Его на свет, называется «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим»! Человек становится выше ангелов. Поразительно! Почему в Ветхом Завете ангелы были существами, которые были над нами, а сегодня мы их называем посланниками, служебными духами? Потому что Господь воплотился. В этом смысл бытия мира, в том, что Христос принимает на Себя плоть человеческую, а человек – это образ и подобие Божие, восстанавливая его богоподобие. Этого ангелы лишены. Святитель Григорий Палама говорит о том, что подобие – это творческие способности, то, что уподобляет человека Богу. Не будет преувеличением сказать, что ангелы лишены подобия Божия. Они служители. Все в мире несет на себе образ Божий. Мы видим отражение воли Божией во всем творении и в ангелах в том числе. Но на что способен человек, и мы видим это в Пресвятой Богородице, ангелы на это не способны. Поэтому молчат и ангелы, и весь род человеческий о тайне Воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Человек становится выше ангелов. Благодарим за это Господа! Это знак Его благоволения к миру, знак примирения.
В этот день, когда мы почитаем наших ангелов-хранителей, стоит задуматься о том, что, если задача наша – вернуть то, что было утрачено, то нельзя лениться. Мы призваны стать выше ангелов, но выше ли мы них? Большинство людей даже не ставят перед собой эту задачу. Мы, православные знаем об этом, знаем, к чему призваны, какое высокое достоинство дарует нам Господь Иисус Христос Своим Воплощением. Если мы не живем как ангелы, то стоит устыдиться этого, потому что мы призваны к богоподобному житию. Если мы упускаем это, то упускаем самое важное в своей жизни. Он проходит мимо нас, а мы живем, не вспоминая об этом. Задумаемся об этом хотя бы сегодня, когда все ангельские Силы ликуют на небесах, а мы их прославляем. Вспомним о нашем достоинстве и постараемся жить так, чтобы Господу было не стыдно, что Он ради нас пришел в мир, воплотился и даровал нам такое великое благо!».