В ПРАЗДНИК СОБОРА НЕБЕСНЫХ СИЛ АРХИЕПИСКОП ГЕРАСИМ СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В СТАНИЦЕ ЛУКОВСКОЙ

21 ноября 2023 года, в праздник Собора всех Небесных Сил Бесплотных архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме Архистратига Божия Михаила станицы Луковской Моздокского района.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Моздокского округа протоиерей Артемий Пономаренко, настоятель храма Спаса Нерукотворного станицы Павлодольской протоиерей Евгений Колесников, настоятель храма Архистратига Михаила станицы Луковской иерей Андрей Раснянский, настоятель Троицкого храма села Троицкое иерей Сергий Простяков, настоятель Никольского храма станицы Новоосетиновская иеромонах Иларион (Сорочинский), руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

За богослужением пел хор храма архангела Михаила станицы Луковской под управлением регента С.С. Филатовой.

Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Раснянский.

По окончании литургии архиепископ Герасим возглавил крестный ход вокруг храма. Затем он обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Очень радостно, что сегодня, в день престольного праздника храма станицы Луковской, мы совершили здесь Божественную литургию, увидели глаза и почувствовали открытые сердца друг друга, поскольку во время литургии, как никогда, душа человеческая раскрывается, и мы ощущаем любовь, теплоту, которая исходит из сердца нашего ближнего. Это побуждает нас так же относиться к нашему ближнему, воздать ему добром за добро.

Сегодня особенный день, Михайлов день, как его называют на Руси, один самых чтимых праздников, потому что в день Архангела Михаила все собираются в храмы, и особенно в те из них, престолы которых освящены в честь этого воеводы Сил Небесных. Этот дивный вождь, дивное творение Божие, противостал сатане и в грядущее время поразит его, защищая верных христиан.

Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на те слова, которые мы сегодня слышали в послании апостола Павла: «Что значит человек, что ты помнишь его? или сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Евр.2,6). Действительно, кто такой человек перед лицом Божиим? Не случайно и пророк Давид говорит о себе: «Аз есмь червь, а не человек» (Пс.21,7). Кто это ничтожное творение, которое сокрушается всеми ветрами, всеми бурями? Стоит человеку чуть захворать – и вот уже его нет. Стоит человеку впасть в какое-то бедствие, и дух его сокрушается. Кто же такой человек, что Господь помнит его? И удивительно, что это, казалось бы, слабое, немощное существо, которое не может защитить себя самостоятельно ни от зверей, ни от злых сил, ни от стихий этого мира, Господь ничем не умалил перед Ангелами. Более того, далее апостол Павел говорит, что этому слабому существу, который подобен траве полевой, Господь покорил под ноги все. Все дал в руки ему. И даже великие ангельские силы, на которые человеку и посмотреть бывает страшно.

Мы помним, что отец святого Иоанна Предтечи, Захария, онемел, когда увидел ангела. В Ветхом Завете было предание, что если ты видишь ангела, то скоро умрешь, настолько это страшное и дивное видение. И вдруг апостол Павел говорит, что человек ничем не меньше ангельских сил. Наоборот, даже более их славен, поскольку все покорено «под ноги его» (Евр.2,8). Как же так? Почему в Ветхом Завете говорится одно, а теперь мы слышим из уст апостола Павла совершенно другое? Как получается, что тогда это было страшное знамение, предвестник смерти, а теперь ангелы – это наши друзья и помощники?

Господь Иисус Христос, придя в этот мир, примирил мир ангельский и человеческий. По мнению многих толкователей Священного Писания, долгое время между ангелами и людьми была вражда, потому что настолько человек оскорбил Бога своим грехопадением, что ангелы готовы были отмстить человеку и истребить его с лица земли. Но Господь примиряет все: и небесное, и земное. И теперь ангелы – это служебные духи, которые посылаются на службу людям. Почему же так? Потому что человек оправдан Христом Господом. Господь принял всю человеческую природу во всей ее полноте: и дух, и душу, и тело. Тем самым Он освятил это природу, сделал ее богоподобной, и теперь уже не мы трепещем перед ангелами, а ангелы служат роду человеческому. И особенно это проявляется, когда человек живет свято и по заповедям.

Когда мы читаем древние патерики (а это не просто какие-то сказочные повествования, а реальные истории, которые происходили с подобными нам по плоти людьми), то видим, что ангелы являлись в пустыне монахам, защищали их. Вот что произошло. Оказалось, что человек во Христе восстанавливает свое подлинное достоинство, ту честь, которая было вручена ему в раю при сотворении. Ту власть, что Господь дал Адаму, и какую он утратил из-за искушения, в которое впал из-за соблазна, покорившись из-за немощи своей, которую сам в себе воспитал сомнением в исполнении заповеди Божией. Это является самым тяжким грехом, когда мы Богу не доверяем, когда мы считаем, что то, о чем Бог нам говорит, это еще вопрос, над которым стоит подумать, а не беспрекословное повеление, которое следует исполнять. Заповеди Господни делают нас теми, людьми, которые способны стать наравне с ангелами и даже выше их.

Такое поразительное дело произошло в этом мире, что те, кого мы страшились, и те, которые велики и могущественны, оказываются служебными духами, которых Господь посылает на служение – кому же? – человеку. Всем нам, которые слабы, немощны, покорены стихиям века сего, но до времени. И ангелы нам сопутствуют, в особенности ангелы-хранители, которые, по преданию церковному, всем нам присущи с момента нашего крещения. Они охраняют нас, подсказывают нашей совести, как поступить защищают нас, о чем  есть масса сказаний в Житиях святых. Да и в нашей жизни мы зачастую ощущаем, что как-будто ангел нас охранил, оградил. Это не как-будто. Так оно и есть. Ангелы Божии присущи нам.

И в этот день мы особенно почитаем и благодарим ангельские силы за их служение, Это благодарность, за то, что они беспрекословно, верно служат своему Господу и берегут нас. А наша задача – не срамить ангелов-хранителей, потому что зачастую в Житиях святых говорится о том, что у грешного человека ангел стоит в стороне и плачет, а бес радуется. Так не должно быть. Ангелы должны радоваться и хвалиться о нас, потому что они будут сопровождать нас и при исходе нашей души из тела. Будет ли им тогда, что сказать в нашу защиту или и слов у них не будет, если мы жили так, как-будто их нет, как будто Бога нет, как-будто вся наша жизнь на этой земле и заканчивается, а дальше ничего нет.

А дальше начинается самое главное, то ради чего мы здесь и живем – встреча с Богом лицом к лицу. Пока мы во плоти, от нас закрыт мир духовный. Может, это и хорошо, поскольку дух наш был бы не свободен, видя все то, что происходит в духовном мире. Мы бы поневоле покорялись заповедям Божиим, поневоле веровали бы, поскольку «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2,19). Этого Господь не желает нам. Он хочет, чтобы наш к Нему приход был бы абсолютно свободен, доброволен, чтобы эта была подлинная любовь. Мы ведь никого не можем заставить любить себя. Может, будут уважать, бояться, но любовь нужно стяжать, обрести. И Господь, уподобляясь в этом человеку, желает, чтобы мы свободно пришли к Нему, и поэтому ничем не связывает нашу свободу, ни даже видимым присутствием ангелов. Не видим мы их рядом с нами, чтобы свобода не колебалась. Такое высокое мнение имеет Господь о человеке, так Он уважает всех нас, так любит, что ничем не хочет оскорбить. Ни самым малейшим движением, намеком.

Все предано в руки наши. И мы, поскольку нам Сам Христос предал Себя в руки, подобно тем предал Себя, которые убили Его, мы, которым Господь каждый раз предает Себя за Божественной литургией, предает Свое Тело и Кровь, должны с благоговением принимать и стараться, чтобы это врачество бессмертия порождало в нас добрые чувства, любовь к ближним. Этого хочет от нас Господь. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9,13). Милости, долготерпения, взаимного уважения – всего этого ждет от нас Господь. Если это так, то мы – дети Божии, и тогда ангелы только радуются рядом с нами, и он уже нас не постыдятся, когда придет час переходить в иной мир. Да будет так, чтобы этот день всегда наполнял нас памятью, в течение всего года, о том, что мы – настоящие сыны Божии, призванные в Его Царство. Мы должны быть готовы воцариться с Ним, а для этого нам нужно быть святыми и чистыми, чтобы ангелы Божии поддерживали нас и ввели в это Царство в тот час, который всем нам предстоит».

В завершение праздничного богослужения архиепископ Герасим вручил епархиальные награды. Во внимание к трудам на благо Церкви Христовой предприниматель Владимир Николаевич Богачев был удостоен епархиальной медали «За благие дела». Архиерейские грамоты были вручены войсковому старшине Петру Викторовичу Харченко и Ирине Геннадиевне Харченко.