В СОИГСИ им. В.И. Абаева состоялся круглый стол «Крещение Алании: религиозно-исторические аспекты и социокультурные результаты»

 

23 мая 2018 года в конференц-зале СОИГСИ состоялся круглый стол «Крещение Алании: религиозно-исторические аспекты и социокультурные результаты». Организаторами мероприятия выступили:

 - Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел»

 - Министерство по делам национальностей Республики Северная Осетия-Алания

 - Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

 - Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева

Целью круглого стола «Крещение Алании: религиозно-исторические аспекты и социокультурные результаты» стало развитие и позиционирование концепции преемственности Алании и современной Осетии.

В работе круглого стола приняли участие ученые, научно-педагогические работники, магистранты, студенты высших учебных заведений, а также представители государственных и местных органов власти и управления, общественных организаций. Кроме того, было широко представлено научное сообщество Республики Южная Осетия в лице ректора ЮОГУ В. Тедеева, историков Ю. Дзиццойты и Ю. Гаглоева.

В начале заседания настоятель храма Иоанна Воина иерей Димитрий Кондратьев огласил приветственный адрес архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида. В документе, в частности, говорится: «Подписание в октябре 2017 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указа «О праздновании 1100-летия Крещения Алании» открыло качественно новый этап в подготовке к этому знаменательному торжеству. Указ формулирует признание высшей государственной властью, вслед за Церковью и научным сообществом, факта непосредственной преемственной связи между средневековым аланским государством и современной Осетией-Аланией. Для исполнения Указа разрабатывается концепция проведения торжеств, подготавливается их программа, что возможно осуществить лишь при условии тесного сотрудничества Церкви, государства, научной и творческой интеллигенции, при поддержке самых широких слоев нашего общества. Основная задача подготовки к празднованию – возрождение аланского Православия – предполагает реализацию комплекса мер, затрагивающих все сферы церковной и культурной жизни. В этих условиях для нас очень значимо активное взаимодействие с ведущими учеными. Язык, история, культура алан-осетин – прямых наследников скифо-сарматской цивилизации и одного из древнейших христианских народов – привлекали и неизменно привлекают внимание специалистов многих стран. Ждет своего развития процесс осмысления неразрывной связи традиционной осетинской культуры и христианства».

Также было зачитано приветствие Главы Северной Осетии Вячеслава Битарова.

Научную часть круглого стола открыл доклад министра РСО – Алания по вопросам национальных отношений А.А. Цуциева. Аслан Цуциев, известный в Осетии археолог, рассказал о примечательной археологической находке, сделанной при раскопках средневекового аланского катакомбного могильника у с. Даргавс в 2016 году – бронзовом нательном кресте с изображением Богородицы (Х-ХII вв.). Стороны креста имеют окончания в виде парных медальонов с изображением святых. Как отметил ученый, подобные кресты археологи находили исключительно на территории северо-кавказской Алании и это позволяет сделать вывод о сложившейся в средневековой Алании собственной традиции в изготовлении нательных крестов. Особо А. Цуциев остановился на вопросах подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании. Он отметил, что уже созданы рабочие группы как на федеральном, так и на региональном уровне, идут постоянные консультации и согласование планов мероприятий с Министерством культуры РФ.

О защите христианских ценностей как составной части аланской (осетинской) культуры рассказал в своем докладе «Крещение Алании: цивилизационно-культурные последствия и задачи системы образования Южной Осетии в сохранении духовного наследия» ректор ЮОГУ им. А. Тибилова В.Б. Тедеев. По мнению ученого принятие христианства аланами стало цивилизационно-образующим в развитии культуры наших предков: «Принадлежность части алан-осетин к христианской цивилизации создало для них новые возможности для понимания своего места в мире, укрепило уже существовавшие и задало новые культурно-этические стандарты. Христианские ценности и мировоззрение принимались не какими-то племенами варваров, а народом, который имел свою развитую культурную традицию и опыт взаимодействия с передовыми культурами античного мира. Христианство не прервало историческое развитие алан-осетин, а наоборот, обогатило. Вечные христианские ценности и наши национальная культура и традиции – вот прочная основа для развития и процветания осетинского народа». Вадим Ботазович поделился с присутствующим информацией о том, что планируется подписание договора о сотрудничестве с Сретенской духовной семинарией, в рамках которого студенты ЮОГУ смогут общаться не только с осетинским духовенством, но и самыми известными православными учеными Русской Православной Церкви.

Ведущий редактор Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Димитрий Асратян сделал обобщающий доклад о христианских святых аланского происхождения. Ученый подчеркнул, что пришло время для инициирования учреждения в календаре Русской Православной Церкви празднования Собора аланских святых. Кроме того, необходимо внести изменения в месяцеслов, в котором неправильно указано происхождение некоторых аланских святых. Касаясь истории Православия в Осетии в новое и новейшее время, Димитрий Асратян проинформировал участников встречи, что на прошедших в минувшем году Свято-Георгиевских чтениях было принято решение о подготовке документов для начала процесса канонизации просветителя Осетии – протоиерея Аксо Колиева.

Заместитель ген. директора Национального музея РСО – Алания, к.и.н. М.Э. Мамиев начал свой доклад с того, что выразил недоумение по поводу регулярного показа на государственном телевидении передач, в которых отрицается влияние христианства на аланскую историю, что противоречит данным науки. Михаил Мамиев сделал краткий обзор основных вех христианской истории Алании: с проповеди Андрея Первозванного в I веке н.э., сведениях античных авторов о христианском богослужении на родном языке в Алании, принятии христианства государем Алании и элитой, а затем и населением. Как отметил историк, начиная с Х века в Алании, как на равнинной ее части, так и в горной, погребальный обряд меняется на христианский, что свидетельствует о широком распространении христианства в аланской среде. Кроме того, шло активное храмовое строительство. После походов Тимура в 14 веке аланское государство прекратило существование, вместе с ним прекратили существование и церковные институты, хотя сама Аланская епархия просуществовала до 16 века, но уже вне Алании. В позднее средневековье аланское православие переродилось в так называемое «народное христианство».

Большой интерес аудитории вызвал доклад заместителя исполнительного директора Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел». А.В. Атаева «Формирование алано-христианской идентичности в российском социокультурном пространстве. Артур Атаев акцентировал внимание участников на том, что в последние годы на Северном Кавказе развернулась борьба за так называемое «аланское наследство», причем зачастую эти процессы подогреваются внешними силами. В конечном итоге это может служить дестабилизирующим фактором для всего юга России. Для эффективного развития в рамках общего российского социокультурного феномена Осетии – Алании необходимо предпринять ряд шагов для усиления алано-христианской идентичности, среди которых научные исследования, издательская деятельность, проекты в сети Интернет.

Общий вывод, который рефреном прозвучал во всех докладах, сводится к тому, что системное понимание исторических и религиозных фактов, связанных с Крещением Алании укрепляет осетинскую социокультурную идентичность и позволяет формировать современное мировоззрение осетинского народа в контексте этого явления. Без научного исторического подхода невозможно осознать и оценить духовное значение Крещения Алании для Осетии и для всего православного мира. 

Изучение религиозных, исторических аспектов и социокультурных результатов этого явления открывает возможность для более глубокого понимания и эффективного моделирования исторических и социокультурных процессов региона.