17 апреля 2025 года, в Великий Четверг, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; иерей Димитрий Хестанов, благочинный Октябрьского округа; иерей Георгий Дзеранов, ключарь кафедрального собора; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора иерей Даниил Булатников и диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Проповедь перед причастием произнес иерей Даниил Булатников.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По заамвонной молитве архиепископ Герасим совершил Чин умовения ног, в котором вместе с сослужившими ему Божественную литургию пресвитерами приняли также участие: протоиерей Константин Джиоев, благочинный Иристонского округа; протоиерей Евгений Попович, благочинный Ильинского округа; иеромонах Стефан (Дзугкоев), наместник Аланского Успенского мужского монастыря; иерей Димитрий Кондратьев, ключарь князя святого храма Владимира г. Владикавказа; протоиерей Леонид Болтенков, председатель Отдела по социальному служению Владикавказской епархии; иерей Василий Грибенченко, настоятель храма святого Иоанна Воина г. Владикавказа; протоиерей Николай Жуков, штатный клирик Покровского храма г. Владикавказа.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Всех вас поздравляю с Великим Четвергом – днем, когда вспоминается Тайная вечеря Спасителя, когда была совершена первая Евхаристия в Сионской горнице и продолжается до сих пор, поскольку единожды сотворенное Господом вечно. Оно не имеет конца, как и всякое творение Его. Только в конце времен, когда Господь придет судить живых и мертвых, это творение не прекратится, а преобразится в разном качестве: добрые наследуют вечное блаженство, а злые – геенну огненную. Глагол Божий вечен. Единожды сотворенное Господом продолжается во веки веков. Мы сегодня здесь, за литургией, – причастники и участники той самой Вечери, за которой возлежали двенадцать учеников Господа, и где Он впервые преломил хлеб и преподал в чаше вино как Тело и Кровь Свою святым апостолам.

Дело это великое, поскольку именно вера в Воскресение Христово, надежда на Господа, приобщение Таинствам Церкви делает нас подлинными христианами. Если чего-то одного не достает, то мы и не христиане. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наше тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15,14), и, по сути, мы несчастнейшие из людей. Если мы не приобщаемся Телу и Крови Христовым, то, соответственно, мы чужды Чаше Христовой, чужды Его части. Если мы не имеем такой крепкой веры, не приобщаемся Таинств и не творим дела, которые заповедал нам Господь, то, повторюсь, мы не можем в полноте называться христианами. Да, мы где-то на пути, но еще не в полноте. Поэтому те исповедания, которые призывают имя Христово, но в которых либо не достает веры в Воскресение, как некогда у саддукеев, либо они принимают Евхаристию просто как некий символ, некое воспоминание. Символ все же имеет онтологическое общение с тем, что он обозначает. Для них это даже не символ, а просто некое воспоминание, ритуал, и они говорят: «Господь заповедал воспоминать это событие, мы и воспоминаем». Но благодати этот ритуал не имеет, поскольку это не Таинство. Только в Церкви Таинства, в Теле Христовом.

Это тоже очень важная вещь. Нельзя называться христианином, и быть вне Тела Христова. Кто вне Церкви, не причащается, не приходит в храм, не соединяется с Господом, тот уже отсечен, как некая сухая ветвь. Она ни на что не годна, кроме как сжечь ее. Та полнота, которую Господь нам оставляет в Церкви – это вера, дела по вере и Таинства. Я поздравляю всех причастников! Это самое важное. Как выразился святой Николай Кавасила, Тело Христово – это лекарство бессмертия. Мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы и становимся сотелесными, сопричастниками бессмертного Тела Христова. Господь воскрес, вознесся и сел одесную Отца, и пребывание это вовеки. Он вошел не просто как дух, но с Телом, Которое принял на Себя. Тем самым Телом, Которое осязал Фома, Которое умерло на Кресте. В этом Теле Он воскрес. Это преображенное Воскресением Тело Христово – это тело человеческое, и поэтому мы, причащаясь, имеем часть с этим вечным телом. Господь воспринял человеческую природу во всей полноте в Своей Ипостаси Бога Слова, поэтому это великое обетование. Мы не просто совершаем некий ритуал, который не имеет никакого значения, кроме воспоминания. Мы реально сообщаемся со Христом. Это дает нам силу и надежду, что, соединившись однажды, мы никогда от Него не отлучимся. Единственное, что может нас отсечь от Христа – это грех, пребывание вне Церкви. Да не будет сего с нами!

Будем храниться от грехов, держаться Церкви, потому что на житейском море, воздвизаемом бурей напастей, спастись мы можем только в корабле. Все, кто вне корабля, – погибнут. Поэтому тех людей, которые пока еще вне Церкви, мы призываем на корабль. Буря может усилиться. Если сейчас на каких-то утлых лодочках призывая вроде имя Христово, он привязаны к кораблю Церкви, то буря разметает эти лодки, когда придет испытание. И укрепиться будет уже нечем, потому что нет Таинств, нет благодати во всех этих обществах, которые, вроде, призывают имя Христово, но находятся вне Церкви, вне корабля церковного. То же касается и тех людей, которые когда-то крестились, но потом забыли, что такое Церковь. Крестятся иногда напоказ, говорят: «И я христианин». Но части со Христом не имеют, потому что Христос призывает каждый день к Своей Чаше: «Со страхом Божиим и верою приступите!» В древности добавляли: «И с любовью». Любовь – это то качество, по которому все узнают, кто мы такие. Если нет в нас любви, то мы – не ученики Христовы, и части с Ним не имеем. Поэтому этот удивительный и умилительный Чин умовения ног, который мы совершаем в Великий Четверг, завершается прекрасной молитвой. Мы как бы воочию видим апостолов на этой Тайной вечери. Тот плат, лентион, которым препоясывается архиерей, является очень серьезным и значительным символом. В молитве говорится: «Лентием любви омоем друг от друга прилипшую грязь греха».

Мы не можем спастись сами по себе, в одиночку. Христос создал Церковь, Тело, общество. Поэтому мы сотелесны друг другу, и «брат от брата укрепляем, яко град крепок». Поэтому омывая и отирая лентием грехи друг друга, мы можем спастись. Если мы сами по себе, никого не любим, замыкаемся и считаем, что мы христиане, то заблуждаемся. Только в единстве друг с другом, помогая, оказывая милость и любовь, мы являемся подлинными христианами и членами Церкви. Только в таком случае наше спасение несомненно, ибо Господь обетовал нам Царство. Будем же достойны этого! Для Царства не нужно сделать много, потому что мы уже наречены наследниками. Не будем же блудными сынами, которые отказываются от этого наследства, уходят «на страну далече», избирают некие учения, доктрины, философии, традиции, обычаи, которые не имеют ничего общего со спасением! Все это слишком человеческое, наносное. Спасение только в Церкви, в Чаше Христовой. Чаша Христова не разделятся, она едина. Нет общения между Христом и велиаром, нет связи между Христом и диаволом, и невозможно оказаться где-то в нейтральной позиции. Мы либо со Христом. Либо с Его противником. Все очень просто и определено в этом мире.

Будем со Христом, будем творить Его заповеди. А Сам Господь, видя, что мы Его любим, по Его неложному обетованию, которое измениться не может, придет и обитель сотворит вместе со Своим Отцом в нашем сердце».