Великий пост – время подготовки к великому торжеству христианской жизни – Пасхе Христовой

Великий пост – это особенное время подготовки к великому торжеству христианской жизни – Пасхе Христовой, которая есть «праздник из праздников и торжество из торжеств» (канон Пасхи). Вектор, по которому православная церковь предлагает двигаться своим верным чадам, - непростой путь, у которого есть гарантированный финиш, но у которого по учению отцов Церкви есть важное условие – пост не есть самоцель, а средство, которое имеет доброе следствие.

Призыв Церкви сильный, строгий, опытный и вместе с тем снисходительный. У каждого христианина есть особые, неповторимые условия его жизненного пространства, которые иной раз нелегко связать с рекомендованными уставными предписаниями постного воздержания. Но несмотря на то, что в пост решаются приоритетные духовные задачи, отстоящие от гастрономических, телесное воздержание в малом производит в человеке навык воздержания в больших, серьезных и судьбоносных выборах. Идея поста подана самим Спасителем, ее знает Ветхий Завет в соборном посте народа Ниневии и пощении царя Давида. В Новом завете Господь дает безусловное указание «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мт 17:21). Церковь в лице святителя Иоанн Златоуста оформляет это указание в развернутый сценарий для тех, кто решает встать на это спасительное поприще: «Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых»

Церковь использует свой накопленный веками педагогический потенциал и словно детоводитель проводит христианина через все этапы поста, учит его определенным духовным навыкам, помогает осознать предлагаемые божественные истины. В предпостный подготовительный период мы обитаем в евангельских притчах, выстроенных в единый трагический сюжет отпадения человека от Бога, в котором существует единственное спасительное средство – покаяние.

Течение Великого поста насыщено особыми богослужениями. Только в это время совершается своеобразная по своему содержанию и смыслу литургия Преждеосвященных Даров, которая с древнейших времен осталась в практике церкви. Это выделенные дни для особого поминовения преждеусопших православных христиан, это каждодневная молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», это Великий канон святителя Андрея Критского, который служится два раза в пост, это воспоминание древнего чуда великомученика Феодора Тирона, это Торжество Православия в неделю первую Великого поста, где Церковь нам напоминает о древнем утверждении святых догматов, вероучении Православной Церкви, это память святителя Григория Паламы совершаемая во вторую неделю поста и освящающая раскрытие высокого богословия о Нетварном Фаворском Свете.

В неделю третью Великого поста, именуемой крестопоклонной, где чествуется великое и победоносное знамя нашего спасения Животворящий и Спасительный Крест Христов, который есть «ангелов слава, и демонов язва» (светилен Кресту). В неделю четвертую поста Церковь чествует память великого подвижника древности преподобного Иоанна Лествичника и его душеспасительный труд, своеобразную маршрутную карту актуальную во все последующие времена - «Лествица». Также в эту неделю совершается Четверг Великого канона, где прочитывается весь канон святителя Андрея Критского вместе с житием преподобной Марии Египетской, образ которой красной нитью проходит в течении покаянного делания Великого поста.

7 апреля церковь чествует праздник Благовещания Пресвятой Богородицы, который из года в год своим радостным наполнением разбавляет великопостную строгость.

В субботу пятой седмицы совершается торжественное пение древнейшего несидального гимна или, как его называют, акафист Похвала Пресвятой Богородицы – напоминающем о всегдашней помощи Божьей Матери.

В неделю пятую церковь централизует образ преподобной Марии Египетской – великой святой с ее удивительным жизнеописанием, наполненным трагизмом нравственного падения человека и великим восстанием ко спасению во Христе, где Господь рассекает своим божественным мечом судьбу человека на до и после встречи с ним. Выбор, который совершила преподобная Мария, дала церкви пример для всех последующих поколений христиан.

Седмица шестая Великого поста или Ваие напоминает о великом чуде, совершенном Спасителем в селении Вифания, воскрешении умершего праведного Лазаря. Чудо, которое предваряет славное и всехвальное Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа. Следующим этапом идет цветоносное или, как его называют, Вербное воскресение, где кроткий и смиренный Владыка идет на свое вольное страдание за каждого человека. Следующая седмица называется Страстной и каждый день недели называется Великим: Великий понедельник, Великий вторник и т.д.

В Великий понедельник в теме богослужебных текстов вспоминается ветхозаветный Иосиф, проданный в Египет своими родными братьями, проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградорях, пророчество о разрушении Иерусалима.

В Великий вторник воспроизводится притча о десяти девах и талантах, пророчество о страшном суде. Великая среда напоминает о покаянии грешницы, возливавшей миро на ноги Спасителя и предательство Иуды.

В Великий четверг вспоминается Тайная Вечери и установление вершины церковных таинств – Евхаристии. Вечером читается 12 особых отрывков из Евангелия, описывающих страдания Спасителя.

В Великую пятницу церковь вспоминает неправедный суд над Спасителем, его распятие, святые спасительные страдания, смерть и погребение. Эта пятница день великой скорби и особого строго поста, который совершается до окончания выноса плащаницы. Вечером совершается чин Погребения Плащаницы.

В Великую субботу церковь напоминает верующим о тайне пребывания Господа телом во гробе, а душою сошествия во ад. Утром совершается литургия Великой субботы, после которой по традиции благословляется праздничная трапеза.

Вся эта совокупность богослужений, молитв, чтений, скорбных и торжественных песнопений, поклонов и визуализации великопостных проповедей приводят к пасхальной кульминации - великого и славного праздника Воскресения Христова. Особый свет праздника прорывается в души тех христиан, кто с духовными и телесными усилиями совершили течение Великой Четыредесятницы.