Вопросы священнику. Отвечает иерей Георгий Дзеранов

 

Дорогие друзья, в рамках проекта «Вопросы священнику», вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы в сфере духовной жизни. Конечно интернет переписка не заменит живого, полезного общения. Но в том случае, если по каким-то причинам не получается прийти в храм и поговорить со священнослужителем, вы можете задать свой вопрос через наши аккаунты в социальных сетях или по адресу ask.blagos@mail.ru На ваши вопросы ответят священнослужители Владикавказской и Аланской Епархии.

 

На вопросы отвечает клирик кафедрального собора Георгия Победоносца, иерей Георгий Дзеранов.

 

 

Здравствуйте! Как не потерять веру?

 

Вопрос с одной стороны очень сложный с другой стороны достаточно простой. Сложен по той причине, что обстоятельства, побудившие к разочарованию в вере, могут очень сильно разниться в зависимости от того, на каком духовно-опытном этапе находится христианин.

Например, для вновь пришедших или только крестившихся христиан соблазном может быть разочарование в каком-нибудь духовном лице, для более окрепших христиан, к слову, разочарование в отдельной церковной структуре, а для интересующихся богословием, например – труды библеиста Эрмана Барта. И в каждом случае нужен свой подход для врачевания этой болячки, ведь для головной боли мы используем обезболивающие, а для ожогов определенные мази и последующую обработку раны.

Сложностью является еще то, что я не сторонник отвечать шаблонными наработками и будут плодотворней, если мы обсудим данный вопрос в рамках исповеди или конфиденциальной беседы.

Но если отвечать кратко, как того требует интерет-формат, то можно сказать следующее: важным этапом для каждого христианина является переход от мироощущения «верую в Бога» до определенного «знаю, что Бог есть». И это знание, что Бог точно есть, приобретается только путем собственного молитвенного опыта в лоне общего опыта Церкви. И если говорить на примере святых отцов, то преподобные Сергий Радонежский или Серафим Саровский, на своем высоком этапе Богопознания и Богообщения не просто верили, в надежде, что Он Есть, а знали эмпирический, на своем личном опыте, что Он точно Есть.

Тут нужно понять очень важную вещь. Когда мы говорим о познании Бога или Богообщении, мы говорим не о каких-то абстрактных запредельных и недосягаемых вещах, мы говорим исключительно о том, что реально, настоящее и происходит здесь и сейчас. И в процессе того как мы этот опыт приобретаем мы уже не можем сказать, что, я сомневаюсь в бытии Божьем.

Напоследок, оставляю рекомендацию по ознакомлению с книгой отца Андрея Конаноса «Когда Христос станет для тебя всем» и изречение преподобного Паисия Святогорца касаемо последнего вопроса:

«Если человек совершает свой жизненный путь с верой, без колебаний и ищет помощи у Бога, то постепенно с ним начинают происходить чудесные события — сначала мелкие, затем более важные, — и вера его углубляется. Познав на собственном опыте Божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не умозрительно к ним прикасается, а реально переживает. Его вера постоянно крепнет, ибо он существует в другом измерении, в сфере Божественных событий.

Но чтобы на своем опыте познать тайны Божии, надо победить в себе ветхого человека и как бы вернуться в состояние «до грехопадения». Надо иметь простое и кроткое сердце, чтобы твоя вера была непоколебимой. Надо без сомнения верить в то, что для Бога нет ничего невозможного. И знаешь, как тогда тебя будет огорчать то, что кто-то не верит в помощь Божию? Тому, кто имеет великую веру, подвластно многое. Только истинно верующий человек живет настоящей жизнью и подлинно есть человек Божий».

Я знаю, мой ответ является очень скудным и навряд ли отвечает полноте заданного Вами вопроса, поэтому, повторюсь, рекомендую обсудить этот вопрос в личной беседе.

 

 

Как правильно ставить свечи за упокой? Что нужно говорить?

 

В церкви, как правило есть специальное место (можно узнать у работников), где на небольшом столике ставят горизонтальный подсвечник с распятием - он называется «канун». Если кануна нет, свечу зажигают у любой иконы.

Рекомендуется использовать молитвослов где есть чин «лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище». Если молитвослов отсутствует, не возбраняется молиться своими словами.

 

 

Можно ли дома читать сорокадневные молитвы об усопшем?

 

Если коротко, то – да. Если развернуто – то Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитвы, милостыня, различные подвиги, посты, которые приносятся за усопших, исхищают их души от уз ада и помогают им в достижении блаженного воскресения (смотреть пространный катехизис).

Пользуясь случаем, я бы хотел украсть у вас немного времени и освежить в памяти две вещи, которые помогут нам пересмотреть наши взгляды на смерть. Первое – понятие о церкви, второе – это отношение христианства к смерти. Начнем со второго.

Из догматического богословия мы знаем, что физическими последствиями в природе человека после грехопадения наряду с остальными последствиями, стала смертность человека. И если до грехопадения между душой и телом было отношение строгого соподчинения, где душа была устремлена к Богу как к источнику жизни, а тело было послушным орудием души, то грех опрокинул эту изначальную иерархию, разорвав связь души с Богом. Будучи тварным, человеческое естество не являлось самодостаточным и было неспособно к автономному существованию. Без благодатной помощи ресурс человеческой природы стал истощаться и тем самым приобрел такие негативные последствия как: тление, страдание, разрушение и смертность. Иными словами, смертью стало последствие отдаленности человека от жизни, то есть от Бога, Который есть единственный Податель жизни. Который Сам есть Жизнь.

Современный человек, даже если он христианин, рассматривает смерть как явление полностью биологическое. Он не слышит христианского Благовестия о разрушении и уничтожении смерти, потому что на биологическом уровне после смерти Христа со смертью действительно ничего не произошло. Смерть не была ни разрушена, ни уничтожена. Она остается все тем же непреложным естественным законом, одинаковым как для святых, так и для грешников. Как для верующих, так и для неверующих - одним и тем же органическим принципом самого существования мира. Однако в христианском понимании смерть есть, прежде всего, духовная смерть, и реальность, к которой можно быть причастным и будучи живым, и от которой можно быть свободным даже лежа в могиле.

В христианском понимании ранних отцов, смерть противоположна не бессмертию – ибо как человек не создал себя, так и не способен уничтожить себя, вернуться в то ничто, из которого был вызван к существованию Богом, а истиной жизни, которая есть «свет человеков» (Ин 1:4).

Именно духовная смерть сделала физическую смерть человека истинной смертью, конечным плодом, ужасом библейского «шеола», где само «бессмертие» есть ничто иное, как полная изоляция, полное одиночество, полная тьма.

Только теперь, когда мы с вами рассмотрели сущность смерти (разрыв общения с Богом), нам становится совершенно ясно значения вольной смерти Христа. И если человек умер потому что возжелал жизни для себя, другими словами возлюбил себя больше Бога, то жизнь Христа целиком и полностью соткана из Его желания спасти человека, освободить его от смерти, вернуть его к той жизни, которую он утратил в грехе.

Его желание спасти - это проявление той совершенной любви к Богу и человеку, того полного послушания Божией воле, отказ от которых привел человека к греху и смерти. И, таким образом, вся жизнь Христа истинно бессмертна. В ней нет смерти, потому что в ней нет желания иметь что-либо, кроме Бога, потому что вся Его жизнь - в Боге и в любви к Нему. И поскольку Его желание умереть есть не что иное, как конечное выражение и исполнение Его любви и послушания, а Его смерть есть не что иное, как любовь и желание разрушить одиночество человека, в его смерти «смерти» нет (Из книги «Водою и Духом»).

В пасхальном тропаре мы с вами поем «своей смертию, смерть поправ, и сущим во гробех жизнь даровав». Эту жизнь, новую, воссоединенную, жизненную, бессмертную, получает и получил каждый христианин, который посредством купели крещения, воспринял новое, обновленное естество и стал Христовым. Тут можно еще очень долго писать, но из выше сказанного можно понять, что смерть над христианином больше не имеет никакой власти. Мы крещены подобием смерти и воскресения Христа, и поэтому веруем как Христос воскрес, так и мы воскреснем, говорит апостол Павел.

И другое понятие, которое я хотел раскрыть это понятие о церкви. Как мы знаем из экклесиологии (учение о церкви), церковь делится на небесную и земную (ее еще называют странствующей) и между ними нет никакой разницы, так как Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф 22:31-33). И когда мы с вами собираемся на литургии, мы с вами составляем церковь, где в это время находятся как живые, так и живые, но временно отошедшие из этого мира.