Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 

 

История обретения Честного и Животворящего Креста Господня и празднования одного из великих двунадесятых праздников – Крестовоздвижения (14 /27 сентября), в материале клирика кафедрального Собора Георгия Победоносца, иерея Димитрия Кондратьева.

 

После разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы. Обретение святого Креста имело место в царствование равноапостольного императора Константина. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, святая Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Спасителя, а также Честной Крест, чудесное явление которого стало для императора знаком победы над противниками.

Сохранились три версии предания об обретении святого Креста.

Согласно наиболее древней (она приводится у историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), святой Крест находился под капищем Афродиты. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа, и Честной Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия, возникшая в конце IV ‒ начале V в., сообщает, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и, в конце концов, один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что впоследствии тот принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Третья версия, возникшая в Сирии в первой половине V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь обретен уже в IV в. Несмотря на древность первой версии предания, а также на то, что именно ей следуют наиболее авторитетные византийские историки, в средневековую эпоху более распространенной стала вторая версия.

Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После этого император Константин начал в Иерусалиме строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью.

Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика (Мартириум). День Обновления (т.е. освящения храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 и 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления. Установление праздника Воздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым оно первоначально имело второстепенное значение.

Уже в конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. Его начинали праздновать в тот же день, когда был обретен Крест Господень, и продолжалось это торжество в продолжение 8 дней. Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения Мартириума именно в эти дни, так и сознательным выбором.

По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев.34,33-36), отмечавшегося на 15-й день месяца Тишри по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время празднования Кущей. Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. В V в., на второй день праздника Обновления святой Крест показывали всему народу. Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем Обновление. Слово «воздвижение» впервые встречается у кипрского автора Александра Монаха (VI в.). Он писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора. К VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение святого Креста и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции.

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило широкое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения святого Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связано также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Неделю Крестопоклонную). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.