17 декабря в кафедральном соборе Святого Великомученика Георгия

Победоносца в рамках деятельности миссионерского отдела

Владикавказской епархии впервые была отслужена Крещальная литургия.

Крещальная Литургия — это когда в чинопоследование Литургии

вплетаются два Таинства: Крещения и Миропомазания. «Обычная» Литургия

состоит из Литургии оглашенных — на ней могут присутствовать

некрещеные, готовящиеся к Крещению, — и Литургии верных, перед

началом которой диакон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите;

оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных,

елицы вернии…» Оглашенные уходят, верные участвуют в Таинстве

Приобщения Телу и Крови Христа. Вовремя же Крещальной Литургии

оглашенные не покидают храм, а принимают Крещение и Миропомазание.

Эти два Таинства совершаются над человеком, верящим во Христа и

желающим стать членом Церкви. В Крещении он умирает для прошлой

греховной жизни и возрождается — силою Святого Духа — для новой

духовной жизни со Христом. В Таинстве Миропомазания верующий

принимает печать дара Духа Святого, то есть удостоверение в том, что

Христос здесь, с ним.

Мы привыкли к тому, что Крещение и Миропомазание совершаются в

произвольно выбранное священником и крещаемым время, когда обеим

сторонам «удобно». После совершения Таинства новокрещеный может

принять участие в Литургии. Но Литургия никак с Крещением не связана и

совершается в храме своим чередом, без привязки к графику совершаемых

священником треб. Такова сложившаяся практика, но в древней Церкви всё

было иначе.

В ранней Церкви, крещение человека являлось делом всего

евхаристического собрания и не мыслилось вне контекста Литургии. Это

форма отображала выражение полноты литургической жизни, как

органического переживания того, что Таинство Крещения — это праздник не

только людей, которые приступают к нему, но и каждого из нас, считающих

себя принадлежащими Церкви.