Вторая неделя Великого поста

Во вторую неделю Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы.


В богослужении данной Недели можно выделить два типа песнопений – более древний пласт – покаянные песнопения и более поздние по происхождению молитвословия святителю Григорию Паламе. Данное обстоятельство является отпечатком древней иерусалимской традиции. 

Согласно практике Иерусалимской Церкви, именно в эту неделю читалось на литургии евангельское зачало, содержащее притчу о блудном сыне. И хотя впоследствии восторжествовала константинопольская традиция, и с данным воскресным днем была соединена память святого Григория Паламы, покаянные песнопения Триоди не были отменены. В результате наложения двух практик – иерусалимской и константинопольской – мы имеем два воскресных дня (с интервалом в месяц), богослужения которых посвящены осмыслению этой притчи. Все остальные молитвословия 2-й Недели поста адресованы святителю Григорию Паламе, жившему в ХIV веке.

Святитель Григорий в споре с философом Варлаамом Калабрийским отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. 

Это последний по времени возникновения праздник Постной Триоди, он был установлен в 1376 году константинопольским патриархом Филофеем Коккином. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в ХIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия. 

Таким образом, если в Неделю 1-ю Великого поста мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени – учением Варлаама Калабрийского. Кроме того, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания (в том числе и поста), да и христианской жизни в целом – единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его своими телесными очами. Это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий Палама. Позднее время происхождения памяти святителя Григория стало причиной того, что на Руси службу ему стали совершать во 2-ю Неделю Великого поста только начиная с середины ХVII века.

 

 

Подготовил о.Димитрий Кондратьев