ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

4 декабря Православная Церковь празднует Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 

Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу. Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических греческого «Протоевангелия Иакова» (2-я половина II в.) и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.).

Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный ковчег Божий была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год – этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при иерусалимском храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была поручена заботам престарелого праведного Иосифа, Обручника ее.

В настоящее время Введение входит в число двунадесятых праздников, но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа. Возможно, его появление связано с деятельностью императора Юстиниана I (VI в.)

В VIII в. праздник был отмечен в некоторых месяцесловах. С IX в. он получил широкое распространение на Востоке. Статус праздника Введения постепенно менялся, в православной Церкви он окончательно вошел в число двунадесятых праздников только после XIV века.

 

Подготовил иерей Димитрий Кондратьев.