К вопросу росписи кафедрального собора святого великомученика и Победоносца Георгия

 

В связи с распространением в социальных сетях ложной информации по вопросу капитального ремонта здания кафедрального собора святого великомученика Георгия Победоносца, Владикавказская епархия считает необходимым довести до сведения общественности следующее.

Строительство собора на территории бывшего Тенгинского кладбища, расположенного во Владикавказе по улице Барбашова, 38, началось в 1996 году. Основные работы по возведению храма были выполнены к 2003 году. Регулярные богослужения начались 28 июля 2005 года.

Вопрос росписи собора затрагивался неоднократно с момента начала строительства. Однако первые практические попытки росписи были предприняты лишь с образованием Владикавказской епархии. В 2015 году распоряжением архиепископа Зосимы разработка проекта росписи собора была поручена Самсону Марзоеву, занимавшему на тот момент должность руководителя епархиального архитектурно-художественного отдела. Однако к обозначенному в распоряжении сроку (до 1 мая 2015 года) проект не был готов. Роспись алтарной апсиды была начата на основе эскиза студенческой работы С. Марзоева. Работы продолжались до 2016 года.

Назначенный на Владикавказскую кафедру в 2016 году епископ (ныне – архиепископ) Владикавказский и Аланский Леонид остановил процесс росписи и потребовал разработать полноценный проект оформления интерьера, включающий, помимо росписи, нивелирование архитектурных изъянов, создание системы вентиляции, ремонт фасадов и т.д. Однако в течение длительного времени С. Марзоев так и не представил проект.

В преддверии празднования 1100-летия Крещения Алании было принято решение заказать разработку проекта капитального ремонта и росписи собора группе московских художников под руководством Д.И. Иванникова. Коллектив имеет богатый опыт росписи храмов в Москве и центральных областях России (в частности, собора Воскресения Христова Сретенского монастыря на Лубянке). В качестве экспертов к разработке концепции проекта были привлечены доктор исторических наук, профессор Р.С. Бзаров, кандидат исторических наук М.Э. Мамиев, другие известные представители науки и общественности республики. Сюжет одной из фресок храма посвящен Крещению Алании, что особенно символично в преддверии юбилея. В апсиде храма авторы планируют изобразить Пресвятую Богородицу, символично покрывающую своим омофором Осетию.

Проект был согласован с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации и представлен Главе Республики Северная Осетия-Алания 18 января 2020 г., который полностью поддержал предложенный проект капитального ремонта и росписи собора. Однако вскоре после опубликования официальной информации на телевидении и в сети Интернет о состоявшейся презентации в социальных сетях стали появляться провокационные сведения о том, что «имеющаяся в храме роспись и часть иконостаса будут уничтожены».

Были предприняты попытки представить ситуацию как посягательство на национальную школу христианской живописи. Однако подобные обвинения не имеют под собой никакого основания.

Авторы как будто «забывают» о том, что росписи осетинских художников, представителей аланской христианской живописи нового времени, на сегодняшний день представлены в Тамиске, в храме и трапезной Аланского Богоявленского женского монастыря (роспись 2008 года и 2011 гг.), а также в с. Новый Урух (роспись 2004-2009 гг.), г.Дигоре (роспись 2008-2009гг.), с.Бирагзанг, с.Нижняя Саниба, г.Ардон. Их художественная и духовная ценность не подвергается сомнению и не обсуждается.

Кроме того, именно сейчас в рамках подготовки к торжествам, посвященным 1100-летию Крещения Алании, ведутся работы по сохранению аланского христианского наследия, пришедшего в упадок за долгие годы бездействия.

Таким образом, отдельные встречающиеся в сети Интернет громкие заявления об уничтожении аланского церковного искусства, являются откровенной ложью.

Напомним, что за четыре года правящему архиерею так и не был представлен проект росписи собора. Никакого конкретного предложения, которое могло бы позволить предметно говорить об общей идее, объемах работ, сроках их проведения. Все объяснения и обоснования происходили «на пальцах». Достаточно сложно утверждать проект, который присутствует не в эскизах и документах, а только в воображении художника. Очевидно, не было и нет оснований говорить об отвергнутом проекте «осетинских художников».

Между тем, при любом удобном случае, упоминая слова «невежество» и «варварство», авторы критических статей и постов в социальных сетях старательно обходят молчанием технические стороны и истинное состояние собора на момент начала ремонтных работ в 2020 году. Вследствие того, что строительство храма продолжалось в общей сложности 9 лет (1996-2005 гг.) с большими перерывами и нарушением технологических условий строительства, был допущен ряд ошибок и просчетов. Прежде всего, они коснулись системы вентиляции, устройства отопления и утепления кровли здания.

Помимо распространения художниками искаженных фактов о техническом состоянии кафедрального собора, недоумение вызывает поведение живописцев, которые вопреки не только христианским заповедям и слову Евангельского учения, но и принятым нормам субординации и уважения, решению вопросов в рабочем порядке предпочли неконструктивную критику, обвинения и травлю в социальных сетях.

Стоит напомнить, что еще в начале 2020 года архиепископ Леонид неоднократно приглашал живописцев на встречу, предлагая обсудить ситуацию и способы ее решения. Ответом на приглашения был отказ в неожиданно грубой форме. В результате, вместо того чтобы сесть за стол переговоров, художники посчитали более верным раздуть публичный скандал в интернете. Вопрос чем они были движимы на самом деле остается открытым.

Возможно, желание сохранить фрески не было приоритетным?

Реакцией правящего архиерея на подобное нехристианское поведение живописцев было и остается недоумение и сожаление.

В феврале 2020 года Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин посетил Владикавказскую епархию, ознакомился с проектом капитального ремонта собора и текущим состоянием храма. Представленный отцу Леониду проект, разработанный художниками мастерской Московского мозаичного цеха под руководством Д.И. Иванникова, получил его одобрение и поддержку. В ходе рабочего совещания при обсуждении проекта рассматривалась возможность сохранения имеющихся фрагментарных росписей. Однако на момент визита протоиерея Леонида строительные леса в соборе еще не были установлены, поэтому ознакомиться с состоянием росписей детально не представлялось возможным.

После установки лесов, при подробном обследовании стен собора в мае 2020 года, специалистами был выявлен ряд серьезных проблем. Верхний слой штукатурки покрыт многочисленными трещинами, включая и участки с росписями. При простукивании штукатурного слоя таких проблемных мест как купол, своды, апсида были обнаружены многочисленные пустоты штукатурного слоя, фрагментарно - грибковые выделения и осыпания шпаклевочного слоя.

Тогда же была проведена пробная очистка стен, и прежде всего, имеющихся росписей, на предмет возможности их сохранения после отмывки. При проведении работ выяснилось, что копоть въелась довольно глубоко в штукатурный слой и очистить роспись, не повредив ее, невозможно. Подобные проблемы встречаются по всем стенам собора.

По мнению привлеченных специалистов, для исправления ошибок необходим комплекс работ, включающий в себя, прежде всего, демонтаж существующего штукатурного слоя и полную перештукатурку поверхности практически всех стен собора. Нужно качественно утеплить кровлю (сейчас утепление отсутствует), урегулировать микроклимат с помощью вентиляции, обеспечить температурно-влажностный режим, что приведет к снижению застойных зон и своевременному выведению продуктов горения.

В заключение, нельзя оставить без внимания тот факт, что несколько месяцев назад в нарушение этических норм, без благословения правящего архиерея, игнорируя правила безопасности, художник Самсон Марзоев проник в закрытый для прихожан (в виду начала подготовительных ремонтных работ) храм, и рискуя своей жизнью и жизнью своего спутника, поднялся на незакрепленные леса с тем, чтобы произвести видеосъемку. На видео С.Марзоев демонстрирует один из немногочисленных фрагментов росписи, не разрушающейся от трещин, предлагая вниманию зрителей способ очистки ее от копоти. Очевидно, что не увидеть реального состояния стен собора, поднявшись под его купол, 4 художник не мог, но, тем не менее, он посчитал возможным ввести в заблуждение аудиторию, скрыв дефекты имеющейся росписи.

Владикавказская епархия считает целесообразным со своей стороны предложить жителям республики, прихожанам кафедрального собора, художникам и всем заинтересованным лицам видеоматериалы и комментарии специалистов о техническом состоянии храма, стен и росписей кафедрального собора на момент начала ремонтных работ.