НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ

 

Неделя 4-ая по Пасхе, о расслабленном. 23 мая Православная Церковь воспоминает чудо исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного (т.е. парализованного) при купальне Вифезда, описанное в Ин.5,1-15, читаемом на литургии.

Эта память, как и воспоминания других воскресных дней Цветной Триоди, восходит к константинопольской традиции и зафиксирована в памятнике IХ века – Уставе Великой Церкви. Вместе с Преполовением, а также с Неделями о самаряныне и о слепом этот воскресный день образует комплекс праздничных воспоминаний, периода Пятидесятницы, так или иначе связанных с водой – веществом, которое нередко выступает как символ Святого Духа (Ин.7,37-38), сошествие Которого празднуется в день, завершающий праздничный период Пятидесятницы.

Описанное чудо относится к началу общественного служения Господа Иисуса Христа. Купель Вифезда у Овечьих ворот в Иерусалиме представляла собой целый комплекс сооружений, включавший цистерны и многочисленные купели. Парализованный, согласно Евангелию, пролежал у купели 38 лет.

Исцеление расслабленного произошло в один из иудейских праздников. В святоотеческой традиции мы встречаем различные мнения на этот счет: святители Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский полагали, что речь идет о Пятидесятнице, другие относят это чудо к празднику Пасхи. Таким образом, воспоминание об этом чуде в любом случае является первым, еще не столь заметным шагом нашей подготовки к празднику Пятидесятницы. Продолжая славить Пасху, мы уже задумываемся о ее важнейших следствиях – сошествии Святого Духа на апостолов и рождении Церкви.

В Неделю о расслабленном Церковь в первую очередь продолжает славить Воскресение Христово. Подавляющее большинство песнопений богослужения данного дня связано с темой Воскресения и лишь малая часть – с темой евангельского события, отраженного в наименовании этой Недели. В них отражается несколько основных мотивов:

  1. Парафраз евангельского рассказа о чуде исцеления расслабленного.
  2. Всемогущество Божие, которое видимым образом проявилось в воспоминаемом событии.
  3. Духовное состояние грешной души, неспособной к добродетели, сравнивается с физическим состоянием евангельского расслабленного.
  4. Прославление Архангела Михаила, причиной чего является упоминание в Евангелии об Ангеле, который «по временам сходил в купальню и возмущал воду» (Ин.5,4).

Ключарь кафедрального собора, иерей Димитрий Кондратьев