Преполовение

 

26 мая 2021 года Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы, удивительный во многих отношениях праздник, который совершается в среду 4-й седмицы по Пасхе.

Его название, в первую очередь, указывает на место этого дня в последовательности праздников Триоди. Среда 4-й седмицы – как раз середина периода между Пасхой и Пятидесятницей, и Церковь уже с глубокой древности почтила этот хронологический момент особым литургическим торжеством. Следовательно, природа этого праздника в первую очередь связана с церковным календарем, желанием отметить середину самого радостного периода в году. Это – единственный случай в году, когда Церковь так торжественно празднует середину определенного периода годового круга богослужения. Однако вместе с этим календарным значением богослужение праздника связано с конкретным евангельским событием, зафиксированным в Ин.7,14-30 (евангельское чтение на литургии в день праздника). Здесь содержится речь Христа о Его посланничестве Отцом и обосновании возможности исцелять в субботу, произнесенная Им в середине праздника Кущей, когда Он вновь, после исцеления расслабленного, пришел в Иерусалим.

Интересно, что в песнопениях - временем произнесения данной речи - называется преполовение (т.е. середина) праздника иудейской Пятидесятницы, однако нет сомнений, что в Евангелии речь идет о преполовении праздника Кущей. Во-первых, иудейская Пятидесятница был однодневным праздником, потому и не могло быть преполовения праздничного периода. Во-вторых, в Ин.7,2 ясно сказано, что в данной главе речь идет о событиях во время праздника Кущей, который иудеи праздновали 8 дней и который имел «последний великий день» (Ин.7,37), когда предписывалось воздерживаться от работ и совершать торжественное собрание (Лев.23,36; Чис.29,35). Поэтому можно говорить о сознательной замене составителями богослужебных текстов в песнопениях праздника Кущей Пятидесятницей.

С чем же связано такое отступление от буквы библейского текста? Причина здесь кроется в смысле речи Христа в последний день праздника Кущей, где Он говорил о воде живой, подразумевая под этим образом благодать Святого Духа. Евангельское зачало, содержащее учение о воде живой читается в православном богослужении на праздник Пятидесятницы. Таким образом, если речь Господа, произнесенная в последний день ветхозаветного праздника Кущей, читается у нас в сам день Пятидесятницы, то Его беседа, относящаяся по времени к середине праздника Кущей, читается в середине периода нашей Пятидесятницы, т.е. в церковный праздник Преполовения. Кроме того, актуальность выбора Ин.7,14-30 в качестве чтения на Преполовение связана с тем, что это – единственное место в Евангелии, где говорится о середине определенного праздничного периода, пусть даже речь идет о другом празднике, отличном от иудейской Пятидесятницы.

Преполовение Пятидесятницы – праздник более древний, чем памяти Недель Цветной Триоди, известный уже в источниках V века. Это, возможно, самый недооцененный праздник в нашем годичном круге: он почти неизвестен широкому кругу верующих, его название в календарях не выделяется красным шрифтом. Между тем современные греческие богословы ставят Преполовение на одну ступень с Пасхой и Пятидесятницей и проводят аналогию между этими тремя православными праздниками и тремя важнейшими праздниками Ветхого Завета. В таком построении наша Пасха соответствует Пасхе ветхозаветной, христианская Пятидесятница – ветхозаветной Пятидесятнице, а Преполовение Пятидесятницы – празднику Кущей. Действительно, богослужение праздника Преполовения целиком отражает евангельское повествование о проповеди Христа в праздник Кущей, так что Преполовение Пятидесятницы является в нашем календаре ближайшим аналогом праздника Кущей в том виде, в каком он описан в Евангелии от Иоанна.

Основные идеи, нашедшие отражение в песнопениях службы Преполовения Пятидесятницы:

- Преполовение – середина периода между Пасхой и Пятидесятницей. Этот день и соединяет два разных по содержанию праздника – Пасху и Пятидесятницу, и в то же время отделяет их друг от друга, проводит между ними границу.

- Христос – Источник «воды живой», как образа Святого Духа.

- Христос – свет миру. На другой день после отдания праздника Кущей Христос начал Свою проповедь с фразы: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8,12). Этими словами завершается евангельское чтение на литургии праздника Пятидесятницы, а так как Преполовение вобрало в себя все темы, связанные с беседами Христа во Иерусалиме на праздник Кущей, то и прославление Христа как истинного света находит свое место в службе Преполовения.

- Христос – Премудрость Божия (именование Бога Слова до Воплощения, специфическое имя Второй Ипостаси Святой Троицы). Интересно, что в современной греческой традиции на Преполовение Пятидесятницы празднуют свои престольные праздники многие храмы, освященные в честь Софии, Премудрости Божией.

В Преполовение Пятидесятницы совершается также праздник в честь Моздокской иконы Божией Матери.

 

Ключарь кафедрального собора Святого Великомученика и Победоносца Георгия, иерей Димитрий Кондратьев