20 июня 2021 года Православная Церковь празднует двунадесятый праздник День Святой Троицы. История и традиции праздника Пятидесятницы в подробном материале священника Димитрия Кондратьева.
Со времен пророка Моисея ветхозаветная Церковь через 7 недель после Пасхи праздновала день Пятидесятницы в память Богоданного Синайского закона как прообраз новозаветной Пятидесятницы и Сионского законодательства. Еще пророк Исаия изрек: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима» (Ис.2,3), – и пророк Иоиль возвестил: «Излию от Духа Моего на всякую плоть и будет в горе Сионе и в Иерусалиме спасаемый» (Иоиль2.28,32).
Перед Своими страданиями Господь обещал апостолам послать вместо Себя Иного Утешителя, Духа Истины. Перед Вознесением на небо Спаситель снова предвозвестил апостолам, что они «не по многих сих днях имеют креститься Духом Святым» (Деян.1,5). По Вознесении Господа ученики Его находились в том самом доме в Сионе, где совершилась Тайная Вечеря, пребывая в молитвах с некоторыми женами и Божией Матерью, ожидая сошествия Святого Духа и принятия Его благодатных даров.
В 10-й день по Вознесении, выпавший на иудейскую Пятидесятницу, когда народ стремился в храм на праздник, в 3-й час дня (т.е. около 9 ч утра) внезапно раздался необычайный шум, как во время бури, и наполнил чистейшим веянием дом. В то же мгновение в воздухе явились как бы огненные разделяющиеся языки и почили на Богоматери и каждом из учеников. То был не ветер, а только шум его; не огонь, а нечто подобное языкам пламени, которые светились, но не жгли – символ Святого Духа, веющего, где хочет. Шум должен был возбудить внимание апостолов к предстоящему событию и выражал присутствие и величие Бога – Духа Святого. Он проистекал с неба, напоминая, что Утешитель сходит по ходатайству вознесшегося Спасителя. Шум внешним потрясением раскрыл чувства учеников для принятия дара. В эти минуты над ними совершилось таинственное духовное перерождение по обетованию Христову. Бурное дыхание было предвестием, а явление огненных языков – видимым пришествием Святого Духа: как Сын Божий явился на земле видимо, так же надлежало явиться и Духу Истины.
За этим чудом последовало большее. Владея до того дня только еврейским языком, его галилейским наречием, апостолы вдруг стали говорить теперь на всех тогда известных языках: «И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян.2,4). Апостолы вещали величия Божии, беспримерные совершенства Господа, чудные дела Промысла, открывшиеся теперь для них во всей полноте. Собравшиеся на праздник, пораженные шумом с неба, пришли в смятение: все ужаснулись, услыхав, что апостолы начали говорить на разных языках. Все изумлялись: тому, что слышали галилеян, славящих Бога на языках иноземных, в то время как обычно молитвы совершались на еврейском; тому, что прежде не слышали столь высоких истин – но более всего, что каждый слышал свой язык из уст неученых рыбарей: «Как же мы, парфяне и мидяне и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и стран Ливийских… и пришедшие из Рима Иудеи и прозелиты из критян и аравитян – слышим их говорящими на наших языках о великих делах Божиих?!» (Деян.2,8-11).
Никто не мог объяснить происходящего, но нашлись насмешники: «Они напились сладкого вина!» (Деян.2,13). Слыша хулу, Петр с прочими апостолами отвечал:
"Они не пьяны... но это есть предреченное пророком Иоилем: «и будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь, и курение дыма. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Деян.2,15-21).
Апостол открывает смысл происходящего словами ветхозаветного пророчества и дает свое свидетельство, подтвердив его словом Божиим. Пророк Иоиль созерцал время, когда не только отдельные люди временно, для особых целей Промысла, будут удостаиваться наития Духа Божия, как было в Ветхом Завете, но когда благодать Его, как дождь на землю, изольется на всех спасаемых, без различия пола, возраста и состояния. По отношению к спасению все будут равны и удостоятся благодати Божией. Петр указывает и на слова пророка, предуказывающие суды Божии, долженствующие предшествовать великому и славному дню Господню, которым закончится нынешний мир. Апостол словами того же пророчества высказывает обетование благодати Божией для благочестивых: они милосердием Господним спасутся во время того Страшного Суда. Этим Петр призывает слушателей к покаянию и начинает проповедь о Христе. Назвав Его мужем, засвидетельствованным от Бога силами и чудесами, Которого, по предвидению Божию, они убили – и свидетельствует об Его Воскресении, Вознесении и излиянии Им от Отца Святого Духа, произведшего все виденное.
Первая проповедь Евангельского благовестия имела сильное действие: Боговдохновенное слово, подтверждаемое чудесным схождением Святого Духа и основанное на свидетельствах Писания, решительно убедило слушателей в Божественном достоинстве Господа «и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» к Церкви. Так полным торжеством Духа Истины над неверием окончилось Его Сошествие на апостолов: исполнились здесь впервые слова Господа, что Его ученики в силу Его отшествия к Отцу совершат вящие дела, чем какие совершил Он Сам во дни Своего уничижения.
Сошествие Святого Духа – окончательное установление нового, вечного завета Бога с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: «Вот дни грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов…дая законы Моя в мысли их и на сердцах их напишу их» (Иер.31.31-34). Сошедший Дух Истины начертал вместо ветхого новый закон: «не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца» (2Кор.3,3). Место гласа Синайского заступили дары Святого Духа, подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати. Блаженный Иероним пишет:
«Законоположение синайское и сионское было в 50-й день по Пасхе. На Синае от землетрясения колебалась гора: на Сионе сотрясся дом апостолов. Там среди пламени и сверкающих молний раздавались громы и глас бурный: здесь с огненным видом языков бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну. Там звук трубный возгремел слова закона: здесь труба евангельская возгласила устами апостолов».
День Пятидесятницы в Церкви Христовой стал торжеством открытия данной апостолам власти учить, священнодействовать и управлять. В 50-й день по Воскресении Христовом, Пасхе новозаветной, апостолы приняли божественную силу Святого Духа и для всей вселенной сделались проповедниками Господа Иисуса. До сего дня существовала лишь апостольская община верующих, теперь же родилась Вселенская Церковь Христова. И как смешением наречий Всевышний разделил народы во время вавилонского столпотворения, так разделением огненных языков Он соединил человечество силой Божественного Духа, утверждая все поколения верных в истине Христовой.
Праздник Пятидесятницы именуется Троицей: в этот день чествуется вся Пресвятая Троица. Сошествие Святого Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о вселенной: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства диаволу, Бог Дух Святой освящает творение чрез устроение Церкви и всемирную проповедь веры.
Существует обычай украшать на Троицу храмы и жилища ветвями, травой и цветами, сложившийся под влиянием мысли о явлении Бога в виде трех странников ветхозаветному праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Празднование Святой Троице располагало древних христиан в день Пятидесятницы приносить в церковь ветви и цветы, чтобы украшенный ими храм очевиднее изображал дубраву и Авраамову кущу, где некогда благоволил явиться Триединый Бог. Иудеи в Пятидесятницу украшали синагоги и дома ветвями, травой и цветами в память того, что закон был дан в то время, когда у горы Синай все зеленело и цвело, в годы странствования их в пустыне, когда они жили в кущах из ветвей. Горница, где Дух Святой сошел на апостолов, по этому обычаю тоже была украшена цветами и ветвями. Кроме того, в Ветхом Завете было принято приносить в Пятидесятницу первые плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась к этому времени. И на Троицу ветви и цветы приносятся, как начатки Богу – от весны, обновляющейся силой Духа Зиждителя, и указывают на духовное плодоношение Церкви Христовой.
Ключарь кафедрального собора г.Владикавказа, священник Димитрий Кондратьев