В неделю Джеоргуыба во Владикавказе прошли VII Свято-Георгиевские чтения

 

20 ноября 2018 года, в дни Джеоргуыба — национального праздника в честь святого Георгия Победоносца, — во Владикавказе состоялись ставшие уже традиционными Свято-Георгиевские чтения. Организатором научной конференции, которая была проведена уже в седьмой раз, выступила Владикавказская епархия, при поддержке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Института истории и археологии РСО-А, Национального музея РСО-А, АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр», при участии Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. З.Н. Ванеева.

В пленарном заседании в зале ЮНЕСКО СОГУ приняли участие государственные и общественные деятели, священнослужители, представители творческой и научной интеллигенции из Северной и Южной Осетии, Москвы и регионов России.

В приветственном слове архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид поблагодарил руководство СОГУ в лице ректора А.У. Огоева за ежегодное содействие в проведении Чтений и поздравил всех присутствующих с национальным праздником Джеоргуыба:

«Георгий Победоносец — самый чтимый в Осетии святой, и главный Кафедральный храм нашей епархии воздвигнут в его честь. Полагаю, что накануне церковного празднования его памяти уместно в формате епархиальных чтений поговорить о месте христианства в жизни народов Алании-Осетии, о влиянии Православия на их культуру и традиции, о настоящем и будущем веры Христовой в этом регионе России».

Открывая Чтения, правящий архиерей Владикавказской кафедры подчеркнул, что духовно-нравственное возрождение народа немыслимо без восстановления исторической памяти:

«Для объективного исследователя очевидно, что история Алании-Осетии не может изучаться в отрыве от истории Православия на этой земле. Мы все хорошо знаем о роли Церкви в организации школьного образования, в развитии культуры, в процессе формирования осетинской интеллигенции, о значении Ардонской духовной семинарии и о том, что именно Владикавказ, ставший культурной столицей Алании-Осетии, был и продолжает оставаться культурно-образовательным центром Северного Кавказа. Возможно ли было произошедшее интеграционное развитие без изначального участия Церкви? Очевидно, что нет».

Архиепископ Леонид напомнил присутствующим о предстоящем праздновании 1100-летия Крещения Алании:

«Всё ближе важнейшее событие - празднование 1100-летия Крещения Алании, достойно отметить которое можно лишь при гармоничном взаимодействии Церкви и общества, и в этой симфонии немаловажна роль научной и творческой интеллигенции.

Несомненно, подготовка к празднествам, призванным продемонстрировать неизменность духовного и политического выбора алан-осетин, единство многонационального и многоконфессионального народа Севера и Юга Осетии, требует активного участия государства, религиозных и общественных организаций, всех граждан, осознающих необходимость сохранения и приумножение лучшего в традиционной культуре. Вот почему столь важно обсудить в рамках проходящего форума планы юбилейных торжеств, вывести на новый уровень взаимодействие религиозных общин и государственных институтов».

«К юбилейной дате мы должны подойти с научными трудами и другими изданиями, охватывающими весь более чем тысячелетний период Православной Алании-Осетии, — сказал архиерей, обращаясь к научному сообществу. — И здесь без поддержки и участия представителей научных кругов мы не обойдемся. Для плодотворного результата уже сейчас необходимо обсудить темы и вопросы научных работ. Со своей стороны, в этом деле мы окажем всяческое содействие и уже работаем в этом направлении».

«К числу приоритетных направлений нашей работы относится сохранение объектов культурного наследия, — продолжил Владыка. — При этом мы твердо убеждены, что нельзя замыкаться на сохранении исключительно памятников церковного зодчества,— следует ставить задачу спасения всего комплекса дошедших до нас культурных объектов, и епархия готова внести свой вклад в ее решение».

Коснувшись темы соработничества Церкви и государства, архиепископ Леонид заявил: «Пусть Церковь отделена от государства, но ни Церковь, ни государство не могут быть отделены от общества и человека. Русская Православная Церковь — родная для Осетии, потому что именно она два с половиной столетия назад взяла на себя труд возрождения аланского христианства. Надеюсь, решение всех частных проблем, будет приближать нас к этой стратегической цели, включающей издание богослужебной литературы и текста Божественной Литургии на осетинском языке, понимание духовенством народной традиции и деятельное участие в национальной жизни, ответ на духовные искания и нравственные запросы подрастающих поколений».

Архиерей напомнил, что активно продолжается деятельность по воссозданию системы полноценного богослужения на осетинском языке, которая включает не только перевод основных текстов, но и написание музыки, и подготовку духовенства.

«Долгожданное введение осетинского языка в повседневную богослужебную практику безусловно выходит далеко за рамки внутрицерковной деятельности, и становится одним из важнейших этапов в деле сохранения и развития осетинского языка и музыкальной культуры», - констатировал архипастырь.

Подводя итоги пленарного доклада, архиепископ Леонид заключил, что целью совместных трудов Церкви и государство в ходе подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании должно стать возрождение не только былой славы аланского Православия, но сохранение и развитие лучших традиций национальной культуры.

В продолжение пленарного заседания был зачитан приветственный адрес Президента Южной Осетии А.И. Бибилова, который засвидетельствовал приверженность руководства и народа республики ценностям Православия.

«Известно, какую роль играет Православие в жизни народа Республики Южная Осетия, — заявил глава Государства Алания. — Избрав путь к независимости и единству севера и юга Алании, граждане нашей страны вместе с тем заявили и о своей приверженности православной вере, о которой, согласно древним свидетельствам и современным научным данным, аланы услышали еще во времена апостолов. С официальным принятием православия Алания навсегда стала неотъемлемой частью восточно-христианского мира».

От имени руководства республики с приветственной речью к собравшимся обратился председатель Парламента Республики Северная Осетия – Алания Алексей Мачнев. Руководитель законодательного органа власти пожелал участникам мероприятия плодотворной работы, отметив, что Свято-Георгиевские чтения – хороший повод для обсуждения насущных проблем.

«Чтения проходят в преддверии и под эгидой грандиозного события - 1100-летия крещения Алании. Этот праздник – еще одна возможность напомнить не только всей России и миру, но, прежде всего, самим себе, что в основе культуры и традиций Осетии лежит очень мощный исторический пласт. Это возможность через толщу веков донести те нравственные ценности, которыми жили наши предки, которые помогали им духовно развиваться, созидать и с оптимизмом смотреть в будущее», - сказал Алексей Васильевич.

Затем были заслушаны пленарные доклады. Швидковский Дмитрий Олегович, доктор искусствоведения, профессор, ректор Московского архитектурного института выступил с докладом «Православное пространство и новое церковное зодчество». Старший научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания, заместитель генерального директора Национального музея РСО – Алания, к. и. н. М.Э. Мамиев представил вниманию коллег доклад «Крещение Алании в Нартовском эпосе», в котором представил новейшую трактовку сказания о гибели нарта Батраза.

По окончании пленарных докладов архиепископ Леонид наградил Патриаршей наградой государственных и общественных деятелей, представителей духовенства и научного сообщества. Юбилейную медаль Русской Православной Церкви «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» из рук архиерея получили:

- Диакон Димитрий Асратян, ведущий редактор Пресс-службы Патриарха Московского всея Руси, Научный сотрудник Института истории и археологии РСО – Алания:

- Бзаров Руслан Сулейманович, Директор Института истории и археологии РСО - Алания, доктор исторических наук, профессор;

- Салбиев Валерий Заурбекович, экс-председатель Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания;

- Канукова Залина Владимировна, Директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. Васо Абаева;

- Балаева Марина Константиновна, Директор центра православного просвещения и культуры «Покров».

Затем Чтения продолжились в формате сессионных заседаний.

Основным направлением работы сессии «Осетинский язык на рубеже тысячелетий», который провела Е.М. Кочиева, стало обсуждение проблем переводов богослужебных текстов на осетинский язык. Были заслушаны следующие доклады:

Иеромонах Сергий (Чехов), Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Христианское богослужение и осетинская духовная ритуальная практика.

Зассеева Лариса Созыровна, директор РГБУ «Центральный государственный архив РСО-Алания». Прогрессивная роль православия в истории просвещения Осетии.

Хадонова Фатима Хасановна, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Гаппо Баев – переводчик Священного Писания на родной язык и цензор осетинской духовной литературы.

Марданова Залина Акимовна, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Библейский перевод: требования традиции и современный подход.

Мзоков Асланбек Бечмурзаевич, канд. пед. наук, преподаватель русского языка и литературы. Библейский сюжет в интерпретации Коста Хетагурова в поэме «Се человек».

Бязрова Людмила Владимировна, заместитель директора Художественного музея им. М. Туганова; Валиев Захар Хазбиевич, засл. художник РСО-Алания; Хетагуров Аслан Казбекович, засл. художник РСО-Алания. Современная осетинская фресковая живопись и ее истоки.

Кочиева Елизавета Маратовна, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-А. Христианские мотивы в осетинской поэзии.

На сессионном заседании «Аланское Православие – история и современность» вниманию научного сообщества и духовенства были представлены следующие доклады:

Бзаров Руслан Сулейманович, докт. ист. наук, профессор, директор Института истории и археологии РСО-Алания. Письмо ректора Ардонской семинарии архимандрита Арсения – источник по истории осетинского национального движения начала XX в.

Диакон Димитрий Асратян, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Феномен святости в христианской истории Алании.

Могаричев Юрий Миронович, докт. ист. наук, профессор, заведующий кафедрой социального и гуманитарного образования Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, ведущий научный сотрудник Института археологии Крыма РАН (г. Симферополь). Кырк-ер-Чуфут-кале – центр Крымской Алании.

Фидаров Рустем Фидарикоевич, канд. ист. наук, заместитель директора Института истории и археологии РСО-Алания. К вопросу о конфликте среди командования Западным походом монголов в 1236–1241 гг.

Малахов Сергей Николаевич, канд. ист. наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Православные властодержцы Алании: антропонимы и небесные покровители.

Уракова Ирина Георгиевна, старший научный сотрудник ГБУ "Наследие Алании". Проект воссоздания Троицкого храма в с. Цей.

Шиженский Роман Витальевич, канд. ист. наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы (г. Нижний Новгород). Архетипы современного славянского язычества (на примере художественного фильма «Сторожевая застава»).

Гостиева Лариса Казбековна, канд ист. наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН. Деятельность Г.В. Баева в деле христианского просвещения в Осетии.

Хадонова Фатима Хасановна, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. О священнике С.Б. Мамитове. Материалы к биографии.

Киреев Феликс Сергеевич, к. и. н., научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания. Из истории осетинского военного духовенства.

По итогам форума была принята резолюция. резолюция Чтений. В документе отмечена особая роль православного христианства в истории Алании, а также важность сохранения межрелигиозного и межнационального согласия как важнейшей черты, издавна отличавшей аланский социум.

Участники Чтений засвидетельствовали значимость даты 1100-летия Крещения Алании для укрепления духовного единства Севера и Юга Алании и необходимость их взаимодействия в вопросах национального, культурного и религиозного строительства и призвали к интенсификации совместных усилий Церкви, органов государственной власти, творческой интеллигенции, широких кругов общественности в деле подготовки к общенародному празднованию 1100-летия Крещения Алании в соответствии с указом Президента России В.В. Путина от 14 октября 2017 г.

Прозвучала высокая оценка развития диалога Владикавказской епархии и высшей школы Северной Осетии, в том числе по формированию системы теологического образования на базе Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, а также призыв к активизации сотрудничества Церкви с научным сообществом Республики Северная Осетия-Алания, Республики Южная Осетия, российских регионов и зарубежных государств, в том числе для обеспечения надежной академической базы церковно-общественных инициатив, а также для изучения подвига святых разных эпох, подвизавшихся или особо почитаемых в Алании.

В Резолюции приветствуются усилия по возрождению системы национального образования на осетинском языке (дошкольного и школьного) и указывается общенациональное значение перевода полного текста Священного Писания на осетинский язык.  

Также была отмечена важность дальнейшего развития культуры аланского народа, вобравшей в себя и древние традиции, и свет православной веры, и лучшие достижения русской и европейской цивилизации; и приветствуют усилия Владикавказской епархии и учреждений науки и культуры по развитию осетинской словесности и изобразительного искусства, в том числе в формате творческих конкурсов.

Участники Чтений указали на научную и этическую несостоятельность попыток отвергать вклад христианства в традиционную осетинскую культуру и выражают озабоченность в связи с попытками квазирелигиозных сил спровоцировать антихристианские настроения и тем самым дестабилизировать общество.