15 января 2024 года, в праздник преподобного Серафима Саровского, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в Покровском храме г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии, настоятель Покровского храма г. Владикавказа, благочинный Покровского округа иерей Рустик Фенченко; благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора и Покровского храма г. Владикавказа.
Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского храма г. Владикавказа под руководством регента Златы Фенченко.
Перед причастием проповедь произнес иерей Виктор Мельник.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Сегодняшний день наполнен светом, и созерцая солнечный свет, который наполняет этот храм, мы умом можем перенестись к тому Невечернему Свету, Которым является Сам Господь наш Иисус Христос. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1,5). И преподобный Серафим Саровский – это один из тех людей, которые уже в этой жизни в полноте созерцал Божественный свет, приобщаясь к нему, сам освящаясь и передавая этот свет и сияние Божественное, святость, которая в этом свете заключена, тем людям, которые к нему приходили. Не случайно в русском языке эти слова очень похожи – «свет» и «свят».
Мы знаем немало высказываний из преподобного Серафима, которые сейчас стали уже среди православного люда поговорками. Например: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Или: «Радость моя, Христос Воскресе!» Но это было не просто какое-то почерпнутое из книг, не неприменимое к жизни познание, нет. Преподобный Серафим был, конечно же, очень книжным человеком. Мы знаем, что Евангелие он полностью прочитывал еженедельно, погружался и в чтение других священных текстов предшествовавших отцов-подвижников. Но, тем не менее, это было для него, скорее, некими маяками, по которым нужно идти самому в пути опытного богопознания. И преподобный Серафим своим аскетическим подвигом, исключительным, наверное, в то время, на рубеже ХVIII и ХIХ веков, когда на Руси развивалось вольнодумство и в моде были Дидро и Вольтер, в блестящий век Екатерины, Павла, Александра I, когда процветало масонство, в глубине Саровского леса погружался в нетленный источник познания Бога, в этот Божественный свет и им просвещался. Время показало, что путь того познания, который избрал он, был единственно верным, что учения, которые говорят «несть Бог» – это безумие, как сказал пророк и псалмопевец Давид: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.52,2). Преподобный Серафим всегда говорил: «Бог есть, и Бог рядом». Бог присутствует в мире, и наша задача – прикоснуться, приобщиться этому присутствию Божию, впустить в свою душу Божественный свет, осветиться самим, и через это быть светом мира, солью земли. Преподобный Серафим – это живое воплощение евангельского учения, человек, который в своей жизни воплотил все евангельские заповеди и подтвердил, что они неложны, возможны для исполнения человеческого. Для нас это важно, он очень близок к нам по времени. Мы читаем об удивительных, исключительных подвигах отцов древней египетской пустыни, и преподобный Серафим своим маловерным современникам, да и нам тоже, явил, что Евангелие всегда живо и действенно. Слово Божие «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр.4,12), в самые глубины человеческого естества, если человек готов пустить в себя Бога. Ведь человек – существо свободное. Можно закрыть эти двери, в которые Господь стоит и стучит (ср. Апок.3,20), можно их не открыть. Это свободный выбор человека. А можно открыть и получить величайшую радость. Но, к сожалению, человеку приходится сталкиваться с противодействием своей падшей природы, злых духов, которые мешают человеку прийти к Богу. Поэтому потребен аскетический подвиг. Преподобный Серафим показал пример, прошел все ступени монашеского подвига: и общежительное, и отшельническое, и молчальническое, и затворническое житие проходил он. И в конце ему от Господа была дарована благодать учительства. Он эту благодать независтно источал всем тем людям, которые к нему приходили.
Мы зрим на преподобного Серафима, и у многих из нас закрадывается мысль: «Ну, это же Серафим, особенный человек, у него было такое призвание с юности, он все отверг, но таких немного, единицы, и подобной святости достичь можно только в пустыни, принимая на себя сверхчеловеческие подвиги, всю жизнь себя понуждая». Но сегодня день памяти еще одной святой, преподобной Иулиании Лазаревской. Это женщина, которая вышла замуж, жила обычной семейной жизнью, занималась хозяйством, родила тринадцать детей и при этом достигла святости, в меру, достижимую человеку. С детства она понуждала себя к богоугождению, к милостыни. Была неграмотной, иногда муж ей читал книги, но всю жизнь она провела так, как если бы она подвизалась в пустыни, как преподобный Серафим. Многие этого не замечали, смеялись над ней. Но она всю жизнь посвятила милосердию и любви, тем христианским добродетелям, выше которых Господь ничего не ставит. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9,13) – говорит Он. И эту милость преподобная Иулиания всю свою жизнь показывала и своим крепостным, и своим близким, и незнакомым. В самые тяжелые годы голода и эпидемий она кормила людей и одевала, сама омывала и хоронила покойников. Казалось бы, как человек мог все это совершать своими руками? Ничего сверхъестественного в ней не видели, никаких особенных дарований. На столпе она не стояла, тысячи поклонов, наверное, не совершала. Но когда открыли ее гроб спустя несколько лет, то увидели, что он полон мира, и мощи ее нетленны.
Таким образом, путь преподобного Серафима – это путь всех подвижников Церкви Христовой, и мы все можем пройти им. И извиняться тем, что мы живем в мире, у нас работа, заботы, дети не стоит. У преподобной Иулиании детей было больше, чем у каждой из стоящих здесь матерей – тринадцать. Жила она рубеже ХVI-ХVII веков, и наверное, жизнь ее была куда более трудной в плане быта, и тем не менее, человек сподобился такой святости. Поэтому, в сегодняшний день, как и в те дни, когда мы празднуем память великих святых, когда читаем их Жития, слышим поучения о их жизни, сами в храме молимся, стоит задуматься о том, что они, по сути, такие же как мы. Такая же мать их родила, из того же тела состояли, так же болели, страдали. У преподобного Серафима нередко были многие неизлечимые болезни, и у других святых так же. Но в душе их было что-то такое, что вело их к Богу и не давало уклониться ни направо, ни налево, – любовь к Богу, свет Божественный, который они один раз увидели, почувствовали, и больше никогда не пленялись никакой иллюминацией этого мира. Свет Христов для них был тем, к чему вся жизнь была направлена.
Дай Бог, чтобы и в нашей душе горел огонечек света Божия, который нам помогал определиться, где правда, где ложь, где истина, а где обман, что нужно делать, а от чего стоит уклониться. Дай Бог, чтобы этот пламень мы так же возгревали, чтобы он рос в ту меру, в которую должен вырасти, чтобы попалить все наши грехи и прегрешения, чтобы мы очистились и чтобы Господь нас принял Своими светлыми и святыми детьми!».