ТИТАН ПРАВОСЛАВИЯ 3 февраля – память преподобного Максима Исповедника

Преподобный Максим родился в Константинополе около 580 г. в благочестивой и знатной христианской семье. Он получил разностороннее светское образование, в совершенстве изучил философию и богословие. Отличаясь природным умом, преподобный Максим достиг высоких должностей при дворе императора Ираклия (611-641), был его секретарем и советником.

В начале VII в. возникла ересь монофелитов. Они признавали за Христом одну волю и одно действие – Божественное, тогда как Православная Церковь учит, что Спаситель имел одновременно человеческую и Божественную волю, не слитно соединенные в Едином Лице Богочеловека.

Ересь монофелитов возникла не на пустом месте. С середины V в. Византия, «священная империя ромеев», все сильнее стала сталкиваться с сепаратизмом национальных окраин – болезнью любой империи. Армяне, сирийцы, копты-египтяне стремились к независимости от Константинополя. В борьбе за церковную независимость они выступили под знаменем возникшего в то время монофизитства – учения, признававшего во Христе одну лишь Божественную природу. В 451 г. в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор. Он осудил ересь монофизитства и изложил истинное православное учение: Христос есть един, единое Лицо (Лицо Бога-Слова), однако существующее в двух природах: Божественной и человеческой, которые соединены между собой («неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно»). Тем не менее, монофизитские споры, получив политический аспект, продолжались, угрожая целостности государства. Во имя спасения страны греческие императоры пытались найти компромисс со своими еретичествующими подданными, то военной силой подавляя восстания монофизитов, то принимая их вероучение и преследуя православных. V Вселенский Собор, созванный в 553 г. в Константинополе при императоре Юстиниане для примирения православных с монофизитами, был в области греческого богословия решительной и решающей победой, которая положила предел творческому цветению монофизитства. С тех пор оно окончательно становится символом окраинного антиимперского национализма. В своей борьбе монофизиты нередко принимали сторону внешних врагов империи: персов, а после – арабов. Именно их поддержка в значительной степени способствовала арабскому завоеванию Палестины, Сирии, Египта.

В этой ситуации один из виднейших греческих императоров, Ираклий, решил пойти с монофизитами на унию. Он попытался в качестве официального вероучения монофелитство и моноэнергизм – учившие, что Господь Иисус Христос, хотя и имел две природы, но при этом обладал одной волей и одним действием – Божественным. Распространению ереси способствовал тот факт, что ее придерживались патриархи Константинопольский Сергий (610-638) и Александрийский Кир (630-640). В 638 г. Ираклий вместе с патриархом Сергием издал «Экфесис» – изложение веры, которым повелевалось всем подданным принять монофелитское исповедание.

Надо заранее сказать, что уния с монофизитами провалилась: к ней присоединилось лишь крайне незначительное число еретиков, а арабы завоевали Сирию и Палестину. Умирая, Ираклий отрекся от «Экфесиса». Но в 642 г. при содействии монофизитов-коптов арабы захватили у Империи Египет. В 697 г. пал Карфаген. Преемник Ираклия император Констанс II (641-668) в попытке сплотить Отечество перед грозным врагом реанимировал унию и в 645 г. издал «Типос», которым всем подданным империи предписывалось исповедовать монофелитство.

Придворная жизнь и общение с еретиками стали непереносимы святому Максиму Исповеднику, и он удалился в Хрисопольский монастырь, где принял постриг. Своим смирением, кротостью, трудами на пользу обители он приобрел любовь братии и был избран игуменом, продолжая в этом звании трудиться, как простой монах.

В 633 г. святитель Софроний, будущий патриарх Иерусалимский, твердый защитник Православия, побудил преподобного Максима предпринять путешествие в Малую Азию и Северную Африку для борьбы с распространявшейся ересью монофелитов. В Карфагене он имел в 645 г. публичный диспут с монофелитом Пирром, патриархом Константинопольским, над которым одержал полную победу, так что Пирр признал свое заблуждение. В конце 645 г. преподобный Максим прибыл в Рим и прожил там 8 лет. По инициативе преподобного Максима святой Мартин, папа Римский (649-654), в 649 г. созвал в Риме Собор епископов, получивший наименование Латеранского и осудивший монофелитство как ересь и предавший анафеме его защитников.

Когда император узнал о решениях Собора, то приказал заключить в узы святого Мартина и преподобного Максима. Над ними состоялся в 653 г. неправедный суд в Константинополе. Святой Мартин был осужден на ссылку в Херсонес Таврический, где скончался в 655 г.

Преподобный Максим и ученик его, святой Анастасий, с великим мужеством исповедали на суде православный догмат о двух естествах и двух волях в единой ипостаси Богочеловека Христа. Ни уговоры, ни обещания почестей, ни угрозы, ни жестокие пытки не смогли склонить святого к малейшему отступлению от Православия. В глазах судей он был врагом Отечества, не желавшим во имя единения и спасения страны принять исповедание веры, на котором настаивал император.

Власть имущие державы ромеев чувствовали силу, стоящую за ним, и эта сила была силой правды и совести. В его лице оппозиция монофелитству со стороны монашества и православного люда явно противостояла тенденции заставить Церковь жить только по законам здешнего, греховного бытия.

Святой Анастасий держался на суде с таким же мужеством, следуя примеру учителя. Обоих святых осудили на урезание языка и отсечение правой руки. Приведя приговор в исполнение, их влачили по городу на поругание толпы. Было приказано отправить их в дальнюю ссылку, но в разные места. По милости Божией над ними совершилось чудо: лишившись языка и десницы, оба сохранили способность говорить и писать. Святой Анастасий по дороге в ссылку преставился ко Господу.

Святой Максим был доставлен к месту ссылки в город Визию во Фракии. В 661 г. его сослали, по некоторым сведениям, в Западную Аланию. Перед смертью он был утешен явлением Спасителя, возвестившего ему о предстоящей кончине. С радостью отошел преподобный Максим в небесные обители 13 апреля 662 г. Над могилой святого по ночам чудесно возжигались три светильника и совершалось множество исцелений.

VI Вселенский Собор (680 г.) почтил память святого Максима Исповедника как великого борца и защитника Православия и предал анафеме монофелитскую ересь. Святые мощи его были с честью перенесены в Константинополь.

После смерти преподобного Максима в назидание верующим остались его многочисленные экзегетические, догматические и аскетические труды: толкование молитвы Господней и объяснения трудных мест Священного Писания, схолии к сочинениям святителей Дионисия Ареопагита и Григория Богослова, объяснение Богослужения («Мистагогия»), изложение догматического диспута с Пирром, несколько трактатов и письма, а также особенно известные «400 глав о любви».