Доклад епископа Владикавказского и Аланского Леонида на V Свято-Георгиевских Чтениях

На V Свято-Георгиевских Чтениях, прошедших 24 ноября 2016 года в зале ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного университета епископ Владикавказский и Аланский Леонид выступил с докладом «Возрождение традиций аланского Православия и Владикавказской епархии».

 Возрождение традиций аланского Православия и Владикавказской епархии

Вот уже в пятый раз ведущее высшее учебное заведение нашей республики предоставляет площадку для главного ежегодного форума Владикавказской и Аланской епархии. И это не просто взаимодействие двух организаций, а яркое проявление сложившегося соработничества, имеющего глубокие исторические корни.

Давайте вспомним, что после двух веков присутствия Российского государства на Кавказе именно Алания-Осетия впервые заявила о намерении территориального вхождения в границы империи, результатом чего стали официальные переговоры 1749–1752 гг., проходившие в Петербурге на высшем уровне. Одним из условий аланской делегации стало тогда открытие школ, что продемонстрировало не только глубокую взвешенность, но и существо сделанного выбора — а именно полноценное возвращение народа, ранее имевшего собственную государственность и письменную традицию, в лоно восточно-христианской цивилизации. Мы помним о роли Церкви в последующей организации школьного образования и процессе формирования осетинской интеллигенции, о значении Ардонской духовной семинарии и о том, что именно Владикавказ, ставший культурной столицей Алании-Осетии, планировался, а затем и превратился в культурно-образовательный центр Северного Кавказа. Возможно ли было произошедшее интеграционное развитие без изначального участия Церкви? Очевидно, что нет.

Вот и сегодня, развивая исторически сложившуюся и жизненно необходимую традицию соработничества Церкви, общества и государства, мы вновь собрались в стенах Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова, одного из старейших вузов Северного Кавказа, на открытии очередных Свято-Георгиевских чтений, неизменно приуроченных к нашему всенародному празднику Джеоргуыба или Уастырджийы къуыри, неделе особого почитания святого великомученика Георгия Победоносца.

 

Девиз Чтений — «Православие. Этнос. Культура» — формулирует содержание научно-практического мероприятия и определяет широкое поле для сотрудничества всех конструктивных и патриотически ориентированных сил, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.

Восстановление Владикавказской епархии решением Священного Синода Русской Православной церкви, произошедшее после почти столетнего перерыва, стало закономерным возобновлением собственной многовековой церковной традиции, о чем свидетельствует титул правящего архиерея — Аланский. Это событие ознаменовало, в некотором смысле, завершение длительного реабилитационного периода, неизбежного после многих десятилетий антирелигиозных гонений, и ясно обозначило новый этап исторического присутствия Русской Православной Церкви в Алании.

Священная земля Алании имеет древнейшую христианскую историю, которая восходит, по церковному преданию, к проповеди апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. С принятием Православия Аланское государство становится могущественной христианской державой, неотъемлемой частью византийской цивилизации. Современными научными исследованиями надежно установлено, что крещение страны, произошедшее еще в первой четверти X века, не сводилось к крещению социальных верхов, но было принято всем народом. Произошло укоренение воспринятого из Византии Православия внутри всего социально организованного аланского общества, структура которого воспроизводится в нашем триколоре. Результатом этого процесса стало рождение аланской христианской традиции, аланского Православия, в основе которого лежит соединение церковной ортодоксии с древней индоиранской культурой.

Уже давно нет Аланской митрополии, стоят в руинах средневековые храмы, утрачено церковное богослужение. Всё это стало результатом исторической катастрофы конца XIV века, приведшей к падению аланского государства. Но выработанная в веках аланская православная традиция не исчезла и стала органической частью дошедшей до нас аланской или осетинской традиционной культуры.

Наша задача – возродить это духовное сокровище, драгоценное наследие аланской христианской державы, которое остается важнейшей основой национальной идентичности. Именно это наследие всегда оставалось живым свидетельством принадлежности аланского общества к византийскому миру, а в XVIII столетии раз и навсегда определило исторический выбор осетинского народа в пользу России как своего национального государства — полноправного преемника Византийской империи. Немногие знают об исполненном глубокого смысла событии, которое в полной мере отразило преемственную связь стран и эпох. Последнее упоминание Аланской архиепископии содержится в грамоте Константинопольского Собора 1590 года об основании Московского Патриархата, где в числе подписей трех православных патриархов и семидесяти одного архиерея стоит имя Пахомия, архиепископа Алании.

 

У меня как у правящего архиерея нет и не может быть иной цели, кроме служения Господу Иисусу Христу, Матери-Церкви и нашей великой Родине. Мы открыты для любого конструктивного сотрудничества и прекрасно осознаем, что задачи, стоящие перед Церковью, не решаются в отрыве от всего комплекса мероприятий, направленных на всестороннее укрепление нашего Отечества. С другой стороны, и возрождение аланского Православия — как не только как религиозного, но и культурно-исторического явления, — выходит далеко за рамки внутрицерковных интересов и заслуживает всесторонней поддержки со стороны государства и всего многонационального общества Алании-Осетии. Следует отметить, что существующие здесь традиции мирного совместного пребывания народов, многократно выдержавшие политические и социально-экономические потрясения, дают благодатную почву для продуктивного сотрудничества.

То же самое можно сказать и о беспрецедентной веротерпимости, в основе которой лежит древняя религиозная культура, часть всё той же живой культурно-исторической традиции, носители которой, будучи представителями одного народа, могут бесконфликтно исповедовать разные религии и вместе с тем служить на благо своему Отечеству. Для примера обратимся к недавнему прошлому — времени становления современной осетинской национальной культуры. Среди его выдающихся деятелей — православные христиане Аксо Колиев, Сека Гадиев, Блашка Гуржибеков, Гаппо Баев, и, конечно, великий Коста Хетагуров; мусульмане, блестящие представители военной и творческой интеллигенции — Темирболат Мамсуров, Инал Кануков, Ахмет Цаликов. Нельзя не сказать и об офицере российской армии и ярком литераторе Сослане Темирханове, который заложил основы изучения религиозного сознания осетин. Мы не делаем национальных различий и готовы работать со всеми конфессиями.

 

Перед Владикавказской и Аланской епархией стоит немало ответственных задач. И речь идет не только о духовном окормлении и социальном служении, но и системной и планомерной деятельности в области национального культурного строительства. Программа деятельности в этой области находится на стадии разработки, но уже сейчас, на площадке собравших нас Чтений, мы готовы продемонстрировать уже сделанное и анонсировать готовящиеся к реализации проекты.

Продолжается активная деятельность по воссозданию системы полноценного богослужения на осетинском языке, которая включает не только перевод основных текстов, но и написание музыки, и подготовку духовенства. Излишне говорить, что долгожданное введение осетинского языка в повседневную богослужебную практику выходит далеко за рамки внутрицерковной деятельности, и становится одним из важнейших этапов в деле сохранения и развития осетинского языка и музыкальной культуры.

К числу приоритетных направлений относится сохранение объектов культурного наследия. При этом мы твердо убеждены, что нельзя замыкаться на сохранении исключительно памятников церковного зодчества, — следует ставить задачу спасения всего комплекса дошедших до нас культурных объектов, и епархия готова внести свой вклад в ее решение. В частности, планируется создание специального фонда по сохранению памятников истории и культуры, а также конкурс художественных работ по истории Алании.

Все вышеперечисленные задачи поставлены и решаются в рамках подготовки к грядущему великому юбилею 1100-летию Крещения Алании. Разумеется, торжество такого масштаба не может пройти на должном уровне без активного взаимодействия Церкви, государства и всего нашего общества. А целью наших совместных трудов должно стать возрождение не только былой славы аланского Православия, но сохранение и развитие лучших традиций национальной культуры.